?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Княжицкая Т.В. Владимир Дмитриевич Сверчков. Новые материалы к иконографии художника. Ч. 1.
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Это - публикация статьи 2007 г.
При цитировании и перепубликации в любой форме ссылка обязательна.

Ч. 1. - опубликована в этой записи
Ч. 2. - продолжение

Труды ГМИ СПБ. Вып. 16. СПб., 2007.

Княжицкая Т. В. Владимир Дмитриевич Сверчков. Новые материалы к иконографии художника. / Сборник трудов Государственного музея истории С.-Петербурга. — СПб.: ГМИ СПб, 2007. — Вып. 16. — С. 47-53. — ISBN 978-5-902671-60-2.


[C. 47]
В собрании фонда архитектурных деталей Государственного музея истории Санкт-Петербурга находится витраж «Аллегория живописи»[1]. Он поступил в 1974 году из дома по улице Марата (б. Николаевская), № 7[2]. Хранитель фонда архитектурных деталей ГМИ СПб А. А. Дутов атрибутировал этот предмет как произведение, созданное в мастерской В. Д. Сверчкова 1870 (?) году в Шлейсгейме (Германия). Статьи о жизни и творчестве мастера[3], а также новые материалы, собранные автором данной статьи, пока не дают достаточных оснований для того, чтобы подтвердить или опровергнуть эту версию[4]. Принимая во внимание вышеприведенную атрибуцию, мы вводим в научный оборот новые данные о художнике — возможном авторе витража
[C. 48]
в собрании ГМИ СПб, в том числе ранее неизвестную иконографию мастера. Обнаруженные материалы ярко характеризуют личность Владимира Дмитриевича Сверчкова (1822?–1888), заслуги которого были высоко оценены при его жизни и совершенно забыты после смерти.

До недавнего времени не было известно ни одного изображения художника. В 1996 году Е. Н. Гусева опубликовала групповой портрет, где представлен Сверчков[5]. Еще два портрета из зарубежных изданий[6], позволяют «увидеть» художника глазами современников. Известный мастер, почти 15 лет привлекающий внимание российских исследователей[7], обрел «потерянные» во времени черты лица.

Мастерская Перро (?). Русские художники в Риме. 1846. Дагерротип. Государственный литературный музей.  Второй в ряду сидящих художников – В.Д. Сверчков.
Ил. 1. Мастерская Перро (?). Русские художники в Риме. 1846. Дагерротип. Государственный литературный музей.  Второй в ряду сидящих художников – В.Д. Сверчков.

Первое по хронологии изображение Сверчкова относится к 1846 году, когда он находился в Риме в колонии русских художников. На дагерротипе, запечатлевшем 14 русских живописцев и граверов, вторым в ряду сидящих художников находится Сверчков[8] (ил.1.). Возраст художника на момент съемки — 24 года[9]. Короткая бородка и усы, широкий нос «уточкой» — характерные и хорошо узнаваемые на других изображениях черты лица художника. Сверчков сидит вполоборота к зрителю, лицо повернуто вправо — в сторону его покровителя академика
[C. 49]
А. Ф. Моллера. Годам жизни Сверчкова в Риме (1844–1846) предшествовали военная служба в Финляндии и решительный отказ от нее в пользу карьеры художника. Впереди — звание академика (1855), заграничная пенсионерская поездка и снова смена занятий: от станковой живописи к деятельности на ниве декоративных искусств. В этот период, по образному выражению друга Сверчкова Густава Флёрке[10], «офицер и баталист повесил живопись в позолоченной раме на гвоздь и стал ремесленником…»[11].

В 1867 году Сверчков основал в Шлейсгейме под Мюнхеном витражную мастерскую, работы которой украшали здания в Петербурге, Москве, Турку, Мюнхене, Берлине. Этой мастерской Сверчков руководил до 1873 года[12], после чего уехал во Флоренцию. К «мюнхенскому» периоду относится второе из обнаруженных изображений мастера[13].

А. Лёхерер. В. Д. Сверчков. 1852-1862. Фотография. Мюнхен.
Илл. 2. А. Лёхерер. В. Д. Сверчков. 1852-1862. Фотография. Мюнхен.

Это фотография, выполненная известным мюнхенским фотографом Алоизом Лёхерером[14]. Она была помещена во многих справочных изданиях о финляндских художниках[15]. На ней запечатлен мужчина с острым, проницательным взглядом[16], с неизменной короткой бородкой и усами, в темном костюме и с галстуком-бабочкой на белоснежной рубашке. (Ил. 2). Обстоятельства, при которых происходила съемка, и ее точная дата не установлены. Видимо, фотография сделана
[C. 50]
не ранее 1852 года, когда Сверчков женился на Жозефине Крафт[17], дочери богатого мюнхенского портного, и не позднее 1862 года — даты смерти Лёхерера. Это десятилетие стало для художника временем оттачивания живописного мастерства: в начале 1850-х он копировал старых мастеров, в основном Рембрандта[18], который был его любимым художником[19]. Тогда же он предпринял поездку в Париж, где учился в мастерской живописца Тома Кутюр[20]. В 1854–1855 годах художник участвовал в военных действиях на побережье Финского залива во время Крымской войны и делал зарисовки непосредственно на местах сражений. Эти рисунки были изданы в виде альбома литографий[21]. Обстоятельствами своей семейной жизни и деловыми интересами Сверчков оказался связан с Германией и Финляндией, где оставались его родные. Учеба в Академии художеств требовала его присутствия в Петербурге, собственные интересы — в Париже. После получения в 1855 году звания академика в Петербургской Академии художеств и права заграничного пенсионерства Сверчков постоянно находился в разъездах. Он жил с женой в Шлейсгейме, где начал обустраивать жилой дом, парк и мастерские, из которых наиболее известна витражная, благодаря сохранившимся в Петербурге работам. Профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств Рудольф фон Зайтц[22] так отзывался об этой мастерской: «… она по своим достижениям задавала тон для всех других в Германии»[23].

Продолжение публикации здесь: http://vitroshop.livejournal.com/43318.html

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] Он экспонируется в Инженерном доме Петропавловской крепости на постоянной экспозиции «Музей Старого Петербурга».

[2] Снесен в 1970-х гг.

[3] Гусева Е. Н. Неизданные материалы к биографии художника. / Петербургские чтения 98–99. СПб., 1999. С. 538–541; Гусева Е. Н., Гончарова Н. М., Лебедев В. Н., Хвалов С. А. Витражи В. Д. Сверчкова в конференц-зале Академии Художеств. Находки и открытия / Петербургские чтения 98-99. Там же. С. 541–546; Гусева Е. Н. В. Д. Сверчков и его мастерская живописи на стекле в Шлейсгейме / Государственный Эрмитаж. Забытые имена и памятники русской культуры. Тезисы докладов конференции к 60-летию ОИРК. СПб., 2001. С. 89–93; Гусева Е. Н. Неизвестные чертежи В. Д. Сверчкова в собрании Музея прикладного искусства СПГХПА. / Петербург — место встречи с Европой. XI Царскосельская научная конференция. Материалы. СПб., 2003. С. 84–95; Княжицкая Т. В. Тайны художника Сверчкова. Новые материалы к биографии / Памятники культуры. Новые открытия. 2007–2008. М., 2008 (в печати).

[4] В статье Т. Н. Шульгиной («Витражи Э. Тоде» / Краеведческие записки. Исследования и материалы. СПб., 1997. Вып. 5. С. 256–257) представлена неубедительная, на наш взгляд, попытка приписать авторство витража мастерской рижского витражиста Эрнеста Тоде.

[5] Гусева Е. Н. О дагерротипе «А. А. Иванов в группе русских художников в Риме» / Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М., 1996. С. 251–268.

[6] Благодарю за помощь в поиске материалов о Сверчкове А. Б. Мучника (Гейдельбергский университет).

[7] В послереволюционной литературе имя Сверчков впервые было названо Е. Минухиным (Минухин Е. Витражи. Рига, 1959. С. 56–57) и упомянуто Н. Т. Ягловой (Яглова Н. Т. Витраж / Русское декоративное искусство. М., 1965. Т. 3. С.363.). В нашей статье 1994 г. впервые систематизированы некоторые материалы о творчестве мастера (Волобаева Т. В. К истории искусства витража в России (Произведения мастерской В. Д. Сверчкова) / Петербургские чтения. Петербург и России. 13–15 апреля 1994. СПб., 1994. С. 20–22).

[8] Гусева Е. Н. О дагерротипе «А. А. Иванов в группе русских художников в Риме». / Памятники культуры. Новые открытия. 1995. М., 1996. С. 253.

[9] Год рождения В. Д. Сверчкова до сих пор остается спорным. Зарубежные исследователи придерживаются даты 1821 г., в русских дореволюционных справочниках и некоторых других источниках указан 1820 г. Автор настоящей статьи больше доверяет дате 1822 г. Подробнее см.: Княжицкая Т. В. Тайны художника Сверчкова. Новые материалы к биографии / Памятники культуры. Новые открытия. 2007–2008. М., 2008 (в печати).

[10] Gustav Flörke (1846–1898) — профессор истории искусств, автор многих искусствоведческих трудов, друг А. Бёклина. В рассказе «Для прибывающих» (Pour Arriver / Kunst für Alle. Bd. II. S. 1–3, 27–28) он изобразил Сверчкова в образе русского художника, от лица которого ведется разговор. (Gustav Flörke. Zehn Jahre mit Böcklin. Aufzeichnungen und Entwürfe, Verlagsanstalt F.Bruckmann A.-G., München, 1901. S. 7–8.)

[11] Műnchner Neueste Nachrichten. № 360. 08. 08. 1888. С. 1.

[12] Возможно, она продолжала работать и после отъезда Сверчкова.

[13] В журнале «Всемирная иллюстрация» опубликовано изображение мастерской Сверчкова в Мюнхене. На нем представлены две мужские фигуры, работающие около чертежного стола. В склоненной фигуре справа угадывается сам Сверчков, однако из-за небольшого размера иллюстрации и плохого качества печати невозможно разобрать черты его лица. (Всемирная иллюстрация. 1874. № 264. С. 56, 58; № 265. С. 75).

[14] Alois Löcherer (1815–1862). Фотограф, имел ателье в Мюнхене, фотографировал представителей художественной и дворянской элиты Мюнхена.

[15] Suomen Kuvataiteilijet. Kaarto Koromo. Helsinki, 1962. S. 217.

[16] См.: Hufvudstadsbladet. .№ 193. 19. 08. 1888. S. 2: «Его острые, душевные глаза до последнего часа сохраняли, несмотря на постоянное напряжение, свою не ослабевающую зрительную силу…»

[17] Брак Сверчкова с Жозефиной Крафт продолжался 8 лет. См.: Finlands Allemänna Tidning, № 265. 10.11.1860. S. 4.: «Нежно любимая супруга художника Владимира Сверчкова, Жозефина Сверчкова тихо скончалась в Мюнхене 26 октября 1860 года в возрасте 37 лет, горько оплакиваемая пережившим ее супругом и оставшимся ребенком». Не установлено, был ли Сверчков отцом этого ребенка.

[18] Finsk biografisk Handbok. Helsingfors, 1895. Häftet 2. S. 2139–2140.

[19] Fernström K. W. Swertschkoff (18211888) (pro gradu avhandling 1970, не опубликована). Университет Хельсинки.

[20] Thomas Couture (1815–1879) — французский живописец, приобрел известность своей картиной «Римляне эпохи упадка» (1847, Лувр). В его мастерской учились многие европейские художники. Hufvustadsbladet. № 168. 21. 07. 1888.

[21] Альбом «Эскизы из войны в Финляндии 1854 г.». СПб., 1855.

[22] Rudolf von Seitz (1842–1910) — живописец-жанрист, мастер декоративной живописи и иллюстрации, с 1883 г. хранитель Мюнхенского национального музея, с 1888 г. профессор Мюнхенской академии изобразительных искусств. Исполнил картоны для некоторых витражей В. Д. Сверчкова. См.: Гусева Н. Е. В. Д. Сверчков и его мастерская живописи на стекле в Шлейсгейме. Там же.
[23] Műnchner Neueste Nachrichten.  №  360.  08. 08. 1888. S. 1–2.