vitroshop (vitroshop) wrote,
vitroshop
vitroshop

Categories:

Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX - начала ХХ века. Ч. 1.

Княжицкая Т. В. Витражи в петербургском культовом зодчестве XIX - начала ХХ века: древние традиции в городе нового времени // Краеведческие записки. Исследования и материалы. : Сборник / Составители: Б. М. Матвеев, В. А. Фролов. — СПб: "Акрополь", 2001. — Вып. 8. — С. 63-77. — ISBN 5-86585-060-1.

Краеведческие записки. Исследования и материалы. Выпуск 8. СПб., 2001.

Это - первая часть большой статьи.
Вторая часть здесь.
Ссылка на источник и активная ссылка на пост при цитировании обязательны.

/С. 63./

Самые ранние витражи в Европе датируются VI веком[1]. Первоначально полихромное декоративное остекление было принадлежностью исключительно церковных зданий, поэтому развитие витражного искусства в средние века происходило в неразрывном единстве со стилистической эволюцией культовой архитектуры. В период Возрождения разноцветными стеклами стали украшать окна не только храмов, но и светских сооружений – ратуш и дворцов знати. К XVII столетию витражное искусство в Европе уже миновало пик своего развития и находилось в состоянии упадка. Изготовление полихромных композиций для окон было повсеместно прекращено, и многие секреты ремесла после долгого периода забвения оказались утраченными.

Возобновление интереса к стеклянным картинам в Европе произошло лишь в конце XVIII – начале XIX века: в период романтизма началась вторая жизнь витражного искусства. Появление в окнах петербургских зданий композиций из разноцветных стекол хронологически соотносится именно с этим этапом развития европейского искусства витража.

В XIX–начале XX века декоративное остекление получило в архитектуре Санкт-Петербурга широкое распространение. Орнаменты и фигуративные композиции украшали окна интерьеров, решенных в самых различных исторических стилях: «готическом», «восточном», «средиземноморском», «русском», позже — в стиле модерн. Для применения витражей в светских интерьерах не существовало никаких жестких правил и ограничений: по прихоти заказчика самое причудливое по своей иконографии полихромное остекление могло появиться в любом помещении.

/С. 64./
Фотография витража в алтаре церкви св. Великомученицы Александры  Александринской женской больнице в Петербурге. 1899 г.

Неожиданным открытием стали собранные и систематизированные нами факты о том, что среди храмов, украшенных витражами, были не только католические, но и большое количество православных. В первом случае действовал механизм историко-культурных заимствований: витражи являлись неотъемлемой частью готических храмов, и потому их присутствие в XIX- начале XX века в инославных церквях С.-Петербурга был очевидным. В случае с православными храмами этот механизм не работал: витражей практически не было в древнерусском культовом зодчестве.

В эпоху эклектики выбор архитектурного стиля для церковного здания делался в первую очередь в связи с его конфессиональной принадлежностью. Иноверческие храмы в России с 1830-х годов и до начала XX века строились, как правило, в духе романского или, чаще, готического зодчества. Витражи в европейской средневековой архитектуре были обязательной принадлежностью интерьера церкви.

/С. 67./
Витражи в трапезной Александро-Невской лавры. Фото 1910-х гг.

И в петербургских инославных храмах XIX века они заняли свое место. Окна с живописью были во многих культовых зданиях Петербурга — католических[2], лютеранских[3], в немецкой реформатской церкви[4]. Стеклянные картины в XIX веке устанавливались и в более ранних по времени постройках[5].

Ассоциативная связь «готика – витраж» уже в первой половине XIX столетия была настолько устойчивой и неразрывной, что и в тех редких православных церквях, которые были построены в «готическом» стиле, также применялись разноцветные стекла[6]. Они были в церкви Св. Александра Невского в Александрии[7], в часовне Свв. Петра и Павла в Парголове[8], в домовой церкви во дворце великого князя Владимира Александровича[9].

Источники упоминают о витражных окнах, имевшихся не только в «готических» православных храмах, но и в зданиях другой стилистической ориентации, например, «византийской». Применение в них полихромного остекления базировалось на представлениях архитекторов XIX столетия о византийской архитектуре. В XIX веке по древним письменным источникам было известно о витражах, украшавших церковь Св. Софии в Константинополе[10] — главный храм восточно-христианского мира. Магическую игру солнечных лучей, проходивших сквозь цветные стекла в окнах этого здания, описал в VI веке Прокопий Кессарийский[11]. Вероятно, в то время было известно и сохранившееся до наших дней полихромное декоративное остекление некоторых византийских церквей[12]. В соответствии с этим «византийские» храмы в России украшались витражными окнами. Так, 1866 годом датирован неосуществленный проект собора Св. Александра Невского в Тифлисе (арх. В. А. Шретер, А. Л. Гун) с разноцветными стеклами в окнах[13]. Позже, в 1880-х годах, архитектор А. А. Парланд возвел в Троице-Сергиевой пустыни «византизирующую по духу» церковь Воскресения, где в окнах находились фигуративные витражи[14]. Есть и другие примеры[15]. Таким образом, полихромное декоративное остекление в «византийских» храмах прошлого века появились в результате археологического подхода к формированию образа архитектурного сооружения. На основе имевшихся фактов и исторических свидетельств сформировалось суждение о том что «[в Византии] искусство письма красками по стеклу было доведено до совершенства; применялось оно большей частью к церковным работам и весьма многие иконы в храме Софии в Царь-граде были писаны по стеклу»[16]. Историческая наука ХХ века внесла уточнение, установив, что витражи не были распространены в византийской культовой архитектуре: не разноцветные окна, а мозаики, едва мерцавшие отраженным светом в полутемном интерьере, были характерным элементом убранства церквей Византии.

/С. 66./

Отечественное архитектурное наследие, активно изучавшееся в XIX столетии, практически не давало фактологической базы для включения витражей в интерьеры православных храмов. Полихромное остекление в Древней Руси было настолько редким, что даже сегодня по материалам многочисленных археологических исследований известны лишь единицы памятников с разноцветными стеклами в окнах. В распоряжении архитекторов XIX века находилось чрезвычайно мало сведений о витражах в древнерусской архитектуре. Единственное летописное свидетельство об этом упоминается во многих трудах XIX столетия об истории русского стеклоделия[17]: под 1240 годом волынский летописец сообщал, что князь Даниил Галицкий основал близ древнего Червена небольшой городок Холм и построил там превосходные здания и храмы, из которых церковь св. Иоанна имела три окна со «стеклами римскими» (то есть витражами), блестевшими как зеркало. По мнению авторов ХIХ века, эти стекла были привезены из Венеции. Этот факт и, возможно, какие-то уникальные случаи из сохранившегося до XIX столетия декоративного остекления храмов XVII века[18] не вызывали иллюзии, что витражи были характерны для русской средневековой архитектуры, так как представлялось, что история русского стеклоделия началась в 1630-е годы, а до того все стекло привозилось из других стран.

Несмотря на это разноцветные окна очень часто использовали в церквях в «русском стиле»[19]. Наиболее интересный пример — церковь в селе Высоком Смоленской губернии, построенная Н. Л. Бенуа в 1867–1871 годах для графов Шереметевых. Оконные стекла храма были расписаны по мотивам древнерусских фресок[20]. Рисунки для стеклянных картин подготовили сам архитектор и известный витражист В. Д. Сверчков, в мюнхенской мастерской которого эти произведения и создавались[21]. Вероятно, отсутствие реальных прототипов витражей в русской культовой архитектуре заставило авторов обратиться к фресковым изображениям, соответствовавшим образному строю православного храма. Приведенный пример — скорее исключение. В большинстве случаев изображения на витражах не соотносились со стилистикой и иконографией древнерусского искусства.

Интересно, что в произведениях станковой живописи XIX века встречались изображения церквей с расцвеченными окнами.

---------------------------------------------------

[1]Имеются ввиду декоративные композиции для окон, собранные из кусков цветного или бесцветного стекла в свинцовой оплетке крепежа. Самыми ранними считаются витражи собора Сан-Витале в Равенне. (Brisac C. Le vitrail. Paris, 1994. P.7; Fitz E. Die Blütezeit der Glasfenster in Europa. München, 1991. S.6.)
[2] Каплица в доме О. Монферрана на наб. р. Мойки, 86 (Старчевский Л. А. Монферран — строитель Исаакиевского собора. (Его служебная деятельность и частная жизнь) / Наблюдатель. 1885. № 12. С. 319, 333.)
[3] Церковь Св. апостола Петра (Невский пр., 22-24); церковь Христа Спасителя (Загородный пр., 62; храм не сохранился. Изображение интерьера с едва различимыми витражами в алтарных окнах опубликовано в кн.: Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни Петербурга. Историко-архитектурная энциклопедия в трех томах. СПб., 1996. Т. 3. С. 257); церковь Христа Спасителя при Евангелической женской больнице (Лиговский пр., 4). Первоначально в окнах больницы находились стекла, изготовленные на заводе Кованько, известном своими изделиями в том числе и из цветного стекла («Зодчий». 1873. № 8. Рекламный блок; № 10–11. С. 131). Для устроенной в больнице в 1873 г. церкви вел. кн. Екатерина Михайловна подарила витраж с изображением Иисуса Христа и четырех евангелистов. Он был исполнен В. Д. Сверчковым в Мюнхене и установлен в большом стрельчатом окне за алтарем (Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. С. 258–259); церковь Св. Марии на Петроградской стороне (церковь не сохранилась. Алтарный витраж «Распятие с предстоящими» работы В. Д. Сверчкова подарил храму князь А. Барклай де Толли Веймарн (Зодчий. 1875. №. 6. С. 77–78; Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. С. 250).
[4] Не сохранилась. Витражи были выполнены в мастерской Э. Тоде. См.: Артистическое заведение для живописи на стекле Эрнеста Тоде. Рига, 1903. С. 3.
[5] В католической церкви Св. Екатерины (Невский пр., 32–34) витражи появились в начале XX в. Они были исполнены в рижской мастерской Э. Тоде (см.: Горев Н. Е. Живопись на стекле. Бесплатное приложение к журналу «Задушевное слово». 1911. №  48. С. 14). Фото интерьера храма с витражами в двух алтарных окнах опубликовано в кн.: Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. С. 223; в англиканской церкви Иисуса Христа (Английская набережная, 56) – в последней четверти XIX века (Шульгина Т. М. Витражи англиканской церкви Иисуса Христа / Дизайн и строительство. 2000. № 9).
[6] Первым православным храмом в формах готической архитектуры, имевшим витражи в интерьере, можно считать церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове (1776–1778; арх. Ю. М. Фельтен,). Интерьер церкви не сохранился. В. А. Витязева в книге «Каменный остров» (Л., 1991. С.58) ссылается на опись церкви 1800 г., в которой есть упоминание о витражах. Других подтверждений этому факту нет.
[7] В этом храме существовало как минимум три разновременных комплекса витражей, хронологически сменявших друг друга на протяжении XIX в. (см.: Волобаева Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX века / Петербургские чтения — 97. Материалы энциклопедической библиотеки «Санкт-Петербург — 2003». СПб., 1997. С. 422—424.
[8] Здесь были «витражи из разноцветных расписных стекол работы мастера Рябкова» (Оль Г. А. Архитектор Брюллов. Л.; М., 1955. С. 32).
[9] Витражи в церкви были выполнены В. Д. Сверчковым. См.:Зодчий. 1875. № 7–8. Июль–Август. С. 90.
Витражи не сохранились.
[10] Селезнев В. И. Изразцы и мозаика. СПб., 1896. С. 29.
[11] Качалов Н. Н. Стекло. М., 1959. С. 174. Scheib H. B. Werkstattbuch Tiffany. Augsburg. 1991. S. 7.
[12] Раппопорт П. А. Строительное производство Древней Руси Х–ХIII вв. СПб., 1994. С. 54–55.
[13] Николаева Т. И. Виктор Шретер. Л., 1991. С. 24–25.
[14] Яглова Н. Т. Витраж / Русское декоративное искусство. М., 1965. Т. 3. С.363; Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. СПб., 1994. Т. 1. С. 57.
[15] Церковь двунадесяти апостолов в Иоанновском женском монастыре (Антонов В. В., Кобак А. В. Указ. соч. С. 72.); Морской собор в Кронштадте (История русской архитектуры. М., 1994. С. 540.
[16] Неделя строителя. 1882. № 20. С. 157.
[17]Чугунов А.К. Исследование стекловаренного производства и современного его состояния в России. Казань, 1856. С.23; Аристов Н. Промышленность Древней Руси. СПб., 1866. С.110; Петухов С.П. Стеклоделие.СПб., 1898. С.6.
[18] Один из таких примеров приводит И. Э. Грабарь: в церкви Покрова в Филях до 1812 г. находились «зеленые стекла с гербами, личинами и травами» (Грабарь И. История русского искусства. СПб., 1910. Т. II. С. 176).
[19] Церковь Св.Петра Митрополита в Ульянке: нижний храм-усыпальница имел цветные витражи, исполненные фирмой «М. Эрленбах и Ко» (Дурнев В. Столетие прихода церкви св. Петра Митрополита, что на Ульянке. 1799–1899. СПб., 1899); храм при Путиловском заводе (Антонов В. В., Кобак В. А. Указ. соч. Т. 1. С. 198.).
[20] Бартенева М. И. Николай Бенуа. Л., 1985. С. 102–107.
[21] Зодчий. 1893. № 5. С. 40.

Продолжение читайте в следующем посте.
Tags: Княжицкая, Краеведческие записки, Петербург, архитектура, витраж, витражи, искусство, история, храмы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments