?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Т.В. Волобаева. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. (ч. 1)
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Эта статья была опубликована в 1999 году в сборнике материалов конференции.

Для публикации в блоге она разделена на три части.
В тексте имеется несколько черно-белых иллюстраций.
Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

При перепубликации ссылка на источник и активная ссылка на пост обязательна.

Волобаева Т. В. Санкт-Петербургский витраж эпохи модерна: эстетика, производство, памятники. / Составители Л. А. Кирикова, А. В. Корнилова, Б. К. Нагор. — 100 лет петербургскому модерну. Материалы научной конференции 30 сентября - 2 октября 1999 года. — Санкт-Петербург: ОАО "Альт-Софт", ООО "Белое и черное", 2000. — С. 197-202. — 255 с. — ISBN 5-89771-014-7.

100 лет петербургскому модерну. СПб., 2000.


В XIX столетии на основе романтического мировоззрения сформировалось особое отношение к искусству витража. Технический прогресс способствовал бурному развитию стекольной промышленности. Стиль модерн открыл новые возможности давно известных материалов и технологий. Все это привело к тому, что в Европе в конце XIX – начале ХХ вв. витражное искусство переживает необычайный расцвет.

Готические разноцветные окна, «открытые» романтиками в начале XIX века, потрясли их силой своей выразительности и эмоциональным богатством. Cильное впечатление создавали не столько сами средневековые витражи, художественная ценность которых была признана позже, сколько сама атмосфера церковной службы в соборе, когда звуки органа составляли единое целое с колыханиями воздуха и струящимся сквозь цветные стекла светом. Восприятие музыки, цвета и света как единообразного сплава, объединенного в нерасторжимое целое пространством готического храма, предопределило в XIX столетии одно из направлений поисков художественного синтеза.

Практическое развитие глобальных идей гезамтукунстверка, идущих от Рихарда Вагнера, в искусстве модерна произошло по линии теории Земпера-Морриса[1]. Формирование жилого пространства как синтетического произведения не могло обойтись без витражных окон, соединяющих множество различных функций, в том числе и противоположных, но не противоречащих друг другу благодаря художественной форме воплощения: ограждения пространства и «прорыва» его во вне.

Богатейшие возможности имеет витраж в плане идеи со-чувствования: интенсивность светового потока, яркость и колористические нюансы цветов стекол вызывают у чувствительного человека музыкальные впечатления, изобразительные мотивы ассоциируются с литературными и поэтическими образам (а текст в вышеназванном примере «дублирует» источники чувственного впечатления или «заменяет» их при отсутствии, апеллируя к разуму). Синестетические идеи на рубеже веков бытуют чрезвычайно широко. Особенно сильно их влияние чувствовалось в поэзии символистов и в музыке.

С середины XIX столетия получила развитие «мифология стекла», связанная со строительством оранжерей, всемирными выставками

// С .188 //

и социальными утопиями[2]. Стекло своей прозрачной субстанцией как бы превращает тело в нематериальную тень. В литературном сознании рубежа веков оно выступает как амбивалентный материал убиения и оживления: мертвое оживает и наполняется духом, материальное в стекле истончается, гибнет в своей телесной субстанции, превращаясь в дух. Обыгрывание темы стекла (витража) как грани двух миров характерно для поэзии символизма. Происходящую «поэтическую метаморфозу» внутреннего и внешнего пространств лучше всего иллюстрируют произведения поэтов «серебряного века».

УЗОРНОЕ ОКНО

На бледно-лазурном стекле

Написаны ярко узоры.

Цветы наклонились к земле,

Скала убегает к скале,

И видно, как дремлют во мгле

Далекие снежные горы.

Но что за высоким окном

Горит нерассказанным сном

И краски сливает в узоры ?

Не дышит ли там Красота

В мерцании мира и лени ?

Всхожу, и бледнеет мечта,

К печали ведет высота,

За ярким окном пустота,

Меня обманули ступени.

Все дремлет в немой полумгле,

И только на мертвом стекле

Играют бездушные тени.

(К.Бальмонт, 1897 г.)[3]

Символизм в литературе и модерн в изоискусствах варианты одного направления развития русской художественной культуры на рубеже XIX - начала XX вв.[4]. Символика цвета, ритмические построения, поэтические образы реального и вымышленного миров в поэзии находят адекватное соответствие в декорации и пространственно-пластических приемах архитектуры модерна. Единые творческие установки предопределили единство тематики, сюжетов у поэтов-символистов и представителей «нового стиля» в других видах искусства. Иконография изобразительных мотивов модерна «воссозданные в материале словесные образы поэтов»[5]. Меняется и его терминологическое обозначение витража: от «транспаранта», «живописи на стекле» или «стеклянной картины» XIX столетия к «стеклянной мозаике» в 1880-1890-е. Затем появились термины, в которых подчеркивалась функция витража как декоративно оформленного окна: «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau). Лишь в 1900-е встречается, и то чрезвычайно редко, современное написание.

Наиболее органичной средой «обитания» витража на рубеже веков являлся жилой дом-особняк. Как декоративная вещь вне определенной обстановки витраж не мыслился в это время.
// С. 189 //

Витражи начала ХХ века. Петербург.
// C. 190 //

Поэтому насмешливому осуждению подвергся писатель Максим Горький, купивший на выставке архитектуры и художественной промышленности нового стиля, проходившей в 1903 году в Москве, «vitreau для окна ... с изображение архитектуризованных грифонов в опаловом стекле. Казалось бы, замечал автор статьи А.Дмитриев, приобретение прозрачного стекла с очень специфическим рисунком требует и остальных аксессуаров в том же духе; но с этим, видимо, вовсе не согласен г. Горький, покупая отдельные вещи, которые наверное не могут вязаться с остальной обстановкой / …/»[6].

Витраж является идеалом синтеза изобразительного начала и архитектуры, так как преобразует стену в новый синтетический вид[7]: заменяя стену, создает иллюзию ее исчезновения, будучи прозрачной живописью или мозаикой. В то же время витраж идеально соответствует одному из главных принципов стиля модерн возведения полезного в прекрасное. Металлическая (свинцовая, медная, бронзовая) проволока является конструкцией произведения и одновременно создает «рисунок» витража, тогда как заполнение этой основы пластинами цветного стекла становится аналогом цветового пятна в живописи. Но окраска стекла (цвет) несет исключительно эмоционально-синестетическую нагрузку, не будучи необходимой для «функционирования» окна. Высшим же воплощением принципа «полезное в прекрасном» стали «зеркальные стекла с фацетом в медной и свинцовой оправе», где художественное впечатление производится исключительно «силами» проволочного контура, при отсутствии «декорации» в виде окрашенного стела. Применение в это время в строительной практике разнофактурных материалов сказалось и в области витражного искусства: зеркальные, с разнообразно обработанной поверхностью (узорчатые, кафедральные, трубчатые, рифленые, травленые, гравированные и т.д.), однотонные и полихромно окрашенные в массе, опалесцентные стекла использовались для изготовления витражей.

В Петербурге материал для витражного производства – листовое цветное, фактурное и зеркальное стекло – поступал со стеклянных и зеркальных заводов, а также складов стекольных товаров как российских, так и иностранных.

Стекольная промышленность в петербургском регионе была одной из самых развитых в России уже в начале XIX века, а в 1880-е испытала значительный подъем в результате технического прогресса и образования в ее структуре крупных акционерных кампаний.



[1] Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. М., 1989. С.189.

[2] Ямпольский Б.М. Мифология стекла в новоевропейской культуре. / Советское искусствознание, № 24. М., 1988. С.325.

[3] Бальмонт К. Стихотворения. М., 1990. С.29-30.

[4] Смурова Н.А. Поэзия русских символистов и московское зодчество. / Ф.О.Шехтель и проблемы истории русской архитектуры конца XIX- начала XX вв. М., 1988. С.37.

[5] Там же. С.37.

[6] «Зодчий». 1903. № 9. С.114.

[7] Мурина Е.Б. Указ.соч. С.136.


Вторая часть.

promo vitroshop january 23, 2017 20:32 20
Buy for 10 tokens
Участие в совместном проекте LiveJournal и Третьяковской галереи "Слово в искусстве" Сколько раз я слышала об этой картине: - Это не искусство! - И я так могу! - Это просто черный квадрат и ничего более. - Я не понимаю такое искусство! - В чем тут смысл? Я знакома с историей…