?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Волобаева Т.В. Витражи Аничкова дворца
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Это - тезисы конференции 1997 года, которая проходила в стенах Аничкова дворца.
При перепубликации ссылки на источник и активная ссылка на пост обязательны.
В публикации нет изображений.
Аничков дворец. Памятник российской истории. СПБ., 1997

Волобаева Т. В. Витражи Аничкова дворца / Составитель И. Г. Локотникова. — Аничков дворец - памятник российской истории. Материалы конференции. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных, 1997. — С. 16-20. — 72 с.

// С. 16 //
В середине ХХХ века в Аничковом дворце проводились работы по созданию новых интерьеров, стилизованных, в соответствие с общим направлением развития русской архитектуры, в "духе" различных исторических эпох. При оформлении жилых и парадных помещений большое значение придавалось произведениям станкового и декоративно-прикладного искусства, которые были призваны усиливать впечатление “исторической  подлинности" обстановки. Среди таких произведений особую роль играли полихромные стеклянные композиции в окнах.

Витражи в русских интерьерах впервые появились в 1770-е годы. Они выполняли не только декоративную, но и смысловую роль. Находясь в дворцовых помещениях мемориального характера, они символизировали исторические связи Дома Романовых с европейскими королевскими династиями До середины XIX века характер изображения на витражах при этом не играл важной роли. Достаточно было украсить интерьер полихромными стеклами, чтобы "намекнуть" на древнюю (подчас несуществующую) родословную владельца дома.

В 1860-1870—е годы наибольшее распространение в русском дворцовом интерьере получили витражи геральдического  характера. "Гербовые окна", как их называли в XIX веке,  впервые появились в эпоху средневековья и наибольшее распространение получили в период  Возрождения. Ренессансные стилизации используются в оформлении русского дворцового интерьера с середины ХIХ века и наибольшего развития достигают к 1870-м годам.

В этот период происходит активизация русско-немецких художественных связей. В Германии после объединения страны вокруг Пруссии стиль "немецкого Возрождения" стал восприниматься как национальный и получил статус официального. Почти обязательной принадлежностью оформления интерьеров в это время были геральдические витражи. Их изготавливали многочисленные предприятия Германии, которые также могли импортировать свою продукцию в Россию, прежде всего в столицу Санкт-Петербург, где не было конкурентоспособных витражных мастерских.

Геральдические витражи в 1870-е годы украшали интерьеры многих петербургских особняков и дворцов. Они были во дворцах Великих Князей Владимира Александровича, Михаила Николаевича, а также в Аничковом дворце, принадлежавшем тогда Великому Князю Александру Александровичу.

В Аничковом дворце витражи находились в окнах двух помещений второго этажа: в первом зале "музея", где хранилась часть коллекции редкостей Александра III, и в библиотеке. Они не сохранились до наших дней. Мы располагаем тремя черно-
// С. 17. //
белыми фотографиями с их изображениями и рядом документов, позволяющих их атрибутировать. Точное число витражей, находившихся в окнах помещений Аничкова дворца, не установлено.

Витражи в окнах "музея" Императора Александра III были широко известны в ХIХ - начале ХХ века любителям искусств и специалистам: они ценились за художественные достоинства и качество исполнения, их фотографии неоднократно воспроизводились в иллюстрированных изданиях (1). Они были изготовлены в Германии,  в мюнхенской мастерской известного в ХIХ веке русского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1820—1888). Полихромные стекла были заказаны по распоряжению Великого Князя Александра Александровича в ноябре 1870 года за 1700 рублей и осенью 1871 года установлены в железных рамах окон "музея" Аничкова дворца (2).

В двух полуциркульных окнах этого помещения находились парные композиции. Па одном витраж  с изображением герба Дома Романовых, на другом – Датского королевского Дома, к которому принадлежала жена Великого Князя Александра Александровича Дагмара,  будущая русская Императрица Мария Федоровна.
Щит с фигурами датского герба размещен в верхней части окна, он окружен лентой е орденом святой великомученицы Екатерины, который в России получали все княжны императорской крови. На диагональных полосах под щитом написаны слова: "За любовь и отечество", которые являлись девизом этого ордена. Основное поле окна заполнено металлической сеткой из ромбов. внутри каждой ячейки которой изображены грифоны. Являясь частью орнаментальной композиции, грифоны теряют значение смыслового элемента, превращаясь в мотив заполнения фона. Широкий полуциркульный бордюр окружает центральную часть окна по периметру. В нем среди растительного узора размещены вставки в виде щитов с геральдическими фигурами.

По такой же схеме построена композиция второго витража "музея". В верхней части окна находится герб Дома Романовых: “в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные" (3). Вокруг щита размещена цепь с орденом святого апостола Андрея Первозванного, а на диагональных полосах в поле окна написан девиз ордена: "За веру и верность". Фоном гербовому изображению служит узор из растительных завитков, "наложенный“ на квадраты стекла, скрепленные металлической проволокой. В этом случае конструктивная сетка никак не влияет на рисунок изображенных растительных мотивов. Такой технический подход применялся при создании витражей в первой половине ХIХ века, при нем они рассматривались как картины на стекле, поэтому наборная техника часто лишь создавала большую поверхность, пригодную для размещения живописной композиции. В витражах «музея» комбинируются живописный и наборный способы создания изображения. Наиболее крупные детали гербов: орденские ленты и цепи, корона и
// С. 18.//
шапка Петра I, щиты и девизные ленты - выполнены из фигурных пластин стекла, расписанных внутри и скрепленных между собой металлической пайкой. Основная площадь бордюров и фоны исполнены в живописной технике.

Эти витражи не только входили в общую художественную систему убранства первой залы "музея", но и являлись экспонатами коллекции Великого Князя Александра Александровича. Работы В. Д. Сверчкова чрезвычайно ценились членами императорской семьи: их приобретали специально для коллекций, а также заказывали для определенных помещений. Три полихромных стекла Сверчкова, экспонировавшиеся на академической выставке 1868 года (4), были куплены Императором Александром II (5).

В 1855 году в подарок Императрице Марии Александровне он выбрал на академической выставке картину Сверчкова, тогда еще ученика академии художеств, "Комнаты венецианских дожей" (6). В 1872 году витражи Сверчкова украсили только что построенный дворец Великого Князя Владимира Александровича, в 1873 году – конференц-зал Академии Художеств. Александр III в разные годы приобретал картины В. Д. Cверчкова. В Аничковом дворце также находились его живописные произведения (ныне в ГРМ) (7).

Причиной большой популярности работ Сверчкова являлось то,  что в России не было профессиональных витражистов и мастерских, способных выполнять витражи в классической паечно-живописной технике, Сверчков же, освоив традиционную технику и технологию изготовления витражей, существующую к тому времени в Германии, и внеся в технологический процесс некоторые новшества собственного изобретения, ориентировался в значительной степени на потребности русского рынка.

Известно изображение еще одного витража, находившегося в библиотеке Аничкова дворца (8). Источники не дают ни даты его изготовления, ни имени автора. Появился этот витраж уже после окончательной отделки помещения библиотеки архитектором И. А. Монигетти в 1869 году. (Первоначально во всех деревянных оконных рамах находились зеркальные стекла.) На фотографии витража "читается" великокняжеский герб. Это дает основание полагать, что установлен он был до 1881 года, когда владелец дворца — Великий Князь Александр Александрович – стал Императором. Вероятно, этот витраж также был изготовлен в мастерской Сверчкова вскоре после окон "музея". В пользу данной гипотезы говорит частота выполнения художником заказов для членов императорской семьи, отсутствие в России других мастерских, способных конкурировать с его предприятием, а также анализ композиций витражей "музея" и библиотеки.

Все три витража построены по одинаковой композиционной схеме. Широкий бордюр с орнаментированный полосой в центре включает вставки в виде щитков с геральдическими фигурами. Если их набор и расположение диктовались законами геральдики, то рисунок и пропорции целиком зависели от эскиза художника. При сравнении витража с гербом Дома Романовых из "музея" и витража из библиотеки
// С. 19. //
создается впечатление, что щитки с геральдическими фигурами бордюров выполнены по одним и тем же исходным эскизам, они почти абсолютно идентичны. Основное поле окна и в том и другом случае заполнено сеткой из квадратов, на фоне ее размещены гербы, основные детали которых набраны мозаичным способом, более мелкие — написаны на цельных фигурных стеклах. При сходстве композиционной схемы нельзя не заметить стилистических особенностей витража библиотеки: основные его элементы заключены в форму круга, орнамент бордюра значительно проще суше по сравнению с каймой витражей из «музея»; основное поле окна свободно от какого-либо изображения. В целом этот витраж имеет "классицистический" облик в отличие от очень декоративных «ренессансных» композиций в "музее".

К сожалению, о технологии изготовления этих произведений судить невозможно. Остается невыясненным и количество витражей в окнах библиотеки. Мы располагаем фотографией только одного витражного окна, были ли они в остальных окнах первого и второго ярусов этого помещения - неизвестно.
Витражи Аничкова дворца не сохранились до наших дней. Вероятно, после размещения в "исторических комнатах“ отделов Музея города они еще некоторое время оставшись на своих местах. Как известно, первый зал "музея" с витражами открывал ряд "исторических комнат”, а в библиотеке Александра III находилась секция садово-паркового дела. Дальнейшая судьба витражей Аничкова дворца неизвестна.
_________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Художественные сокровища России, вып.3‚ ч.2. - СПб, 1903, № 2-3, табл.49-50.
2. РГИА. ф.1339‚ оп.1, д.52 (1870-1871 гг.), лл.25-41.
3. Дом Романовых. - СПб, 1992. С.238.
4. Русский биографический словарь. - СПб, 1904, т.17‚ с.217.
5. РГИА. ф.468, оп.1. , д. 3175 (1868 г), лл.1-3.
6. РГИА, ф.472, оп.9‚ д.3 (1855 г.), л.152.
7. Государственный Русский музей. Живопись ХVIII-ХIХ веков. Каталог. - Л., 1980, C.294.
8. Негатека ГМИ СПб. Инв. №. 7652. 1928 г. (?). Фотография интерьера библиотеки (без витража) была опубликована в сб.: Музей города. К Октябрю 1927.  Л., 1928. С.101. рис.4.

promo vitroshop january 23, 2017 20:32 20
Buy for 10 tokens
Участие в совместном проекте LiveJournal и Третьяковской галереи "Слово в искусстве" Сколько раз я слышала об этой картине: - Это не искусство! - И я так могу! - Это просто черный квадрат и ничего более. - Я не понимаю такое искусство! - В чем тут смысл? Я знакома с историей…