?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Волобаева Т. В., Сафонов С. П. Династия архитекторов Харламовых. Ч. 2. (продолжение)
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Продолжение статьи
Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга, выпуск II. СПб., 1997

Начало статьи опубликовано здесь: http://vitroshop.livejournal.com/37362.html

При перепубликации ссылка на источник и активная ссылка на публикацию обязательна.

Сафонов С. П. Волобаева Т.В. Династия архитекторов Харламовых. / От Музея Старого Петербурга к Государственному музею истории Санкт-Петербурга : исследования и материалы / [сост. В. А. Фролов]. — СПб.: [б. и.], 1997. - 206 с. — (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга; вып. 2). C. 141-157

Кроме выполнения своих непосредственных обязанностей, Ф. С. Харламов активно занимался общественной деятельностью: был председателем Общества взаимного вспомоществования русским художникам, являлся членом Санкт-Петербургского общества архитекторов-художников, исполнял в нем должность секретаря и неоднократно
// С. 149 //
избирался в члены жюри конкурсов. Кроме того, состоял членом многих благотворительных организаций, в том числе Общества пособии рабочим, пострадавшим при постройках, был одним из учредителей Общества пособия бывшим воспитанникам Гатчинского института, который сам окончил.

Кроме строительных работ, он проектировал предметы декоративно-прикладного искусства: по поручению великой княгини Александры Петровны им был составлен «рисунок сервиза в русском стиле для подарка < ... > Великой княгине Марии Александровне герцогине Эдинбургской» [68].

Как и многие его современники, Харламов уделял внимание вопросам строительной техники: известно, что зодчий занимался усовершенствованием вентиляционного и санитарного оборудования, а также вопросами использования торфяного строительного материала.

Архитектор сотрудничал в журналах «Хозяйственный строитель» и «Сельский хозяин». Он был знаком с известным издателем журнала «Русская старина» М . И. Семевским. Так, в альбоме Семевского [69] сохранилась его запись и карандашный рисунок сельской церкви.
Свою жизнь архитектор окончил в чине действительного статского советника. Он умер 28 февраля 1889 года и был похоронен на Смоленском кладбище[70].

Федор Семенович был женат на Софье Александровне Лапиной. У них был единственный сын Владимир, родившийся 5 декабря 1860 года. Он стал третьим, последним, архитектором в семье Харламовых. Владимир Федорович Харламов получил начальное образование во Втором реальном училище Санкт-Петербурга. В 1879 году, окончив механико-техническое отделение, он поступил в Академию художеств на архитектурное отделение. Еще до поступления в Академию художеств в. Ф . Харламов под руководством своего отца участвовал в строительстве доходного дома Императорского человеколюбивого общества, а в студенческие годы работал на постройке богадельни и школ Садовникова и Герасимова на Каменноостровском проспекте, а также Петровского коммерческого училища [71].
Обучаясь в Академии, в 1880 году он получил малую серебряную медаль за проект здания городской картинной галереи. В 1882 и 1883 годах под руководством отца Харламов участвовал в работах по оформлению Петропавловского собора, проявив усердие, «заключавшееся в содействии к сохранению древнего искусства в Соборе», за что был награжден бриллиантовым перстнем от императора Александра III [72]. Известно, что им были выполнены следующие работы: проект футляра для паникадила Петра I, украшение могилы
// С. 150 //
императора Александра II, витрина для венков, а также «рисунки узорчатых стекол» [73].

В период обучения в Академии художеств (1879-1882) Харламов выполнял самые разные задания, список которых внушителен: строительство зданий для частных заказчиков, перестройки, оформление интерьеров, проекты церквей с внутренней отделкой (в том числе отделка церкви семинарии в городе Твери), сооружение по собственному проекту скита в Санкт-Петербургском Новодевичьем монастыре, для которого он исполнил также иконостас. Он выполнял проекты витрин по заказам частных лиц. Для типографских экспонатов В. Балашова на Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года в Москве архитектор спроектировал шкаф в «русском стиле», рисунок которого был опубликован в журнале «3одчий» [74]. Кроме того, украшал альбомы виньетками и орнаментами в том же «русском стиле».

Среди наиболее крупных работ этого периода — проектирование комплекса построек для имения П. Г. Губонина в Гурзуфе, включавшего православный храм со склепом, «дачу-палаццо» для владельца имения, ресторан, павильон, птичник, пять деревянных и каменных дач в различных стилях для сдачи внаем. Эти работы были представлены в Академию художеств и помогли получению Харламовым большой серебряной медали 1-й степени в 1883 году. Таким образом, не только обучение в Академии художеств, но и практическая деятельность способствовали формированию творческого почерка В. Ф. Харламова.

Харламов окончил учебный академический курс в 1882 году, когда получил звание неклассного художника и право производить постройки. Уже работая самостоятельно, он представил академическому совету проекты, за которые получил ряд повышений в звании. Так, в 1883 году он был награжден серебряной медалью 1-й степени за программный проект «конечной станции железной дороги второго разряда» [75] и удостоен за него звания классного художника III-й степени, в 1886 году за программу «Гостиный двор» — классного художника II-й степени, а в 1888 году за проект «загородного вокзала с лечебными ваннами» — I-й степени [76].

В 1884–1891 годах архитектор выполнил значительный комплекс работ для Лейб-гвардии Егерского полка. Он создал новую отделку интерьера и осуществил наружный ремонт полковой церкви Св. Мирония на Обводном канале, построенной в 1851–1856 годах архитектором К. А. Тоном (наб. Обводного канала, 99 — Рузовская ул., 16; не сохранилась) [77]. Для нее по рисункам архитектора были исполнены лампады, шкаф для хранения священных сосудов, три киота, металлические узорные рамы и прочее. В лагере того же полка в Красном
// С. 151 //
Селе Харламов построил комплекс сооружений, включавший офицерские бараки, пекарню, баню и другие подсобные и хозяйственные сооружения.
За эти работы в 1887 году архитектор был награжден орденом Св. Станислава 111-й степени [78].

В 1884 году архитектор поступил на службу в Главное управление государственного коннозаводства, где работал до 1890 года [79] . Самой крупной его постройкой для этого ведомства явился казённый дом в Петербурге [80] (1880-е годы). Здание бывшего Главного управления коннозаводства Российской империи сохранилось до наших дней (у л. Маяковского, 15). Известно также, что Харламов проектировал перестройку аукционной конюшни, расположенной во дворе Управления [81]. Возможно, сохранившееся здесь восьмигранное сооружение предназначалось для манежа и соединялось с правым флигелем переходом. Прямых, указаний на то, что это здание было построено Харламовым, не найдено.

Как и отец, он одновременно служил в нескольких государственных учреждениях. С 1889 года он работал в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел, а в 1891 году по совместительству в Главном управлении почт и телеграфов [82]. Кроме непосредственной практической деятельности, в период с 1889 по 1890 год он преподавал начертательную геометрию, проектирование и черчение в Техническом училище почтово-телеграфного ведомства. На службе в Техническо-строительном комитете МВД зодчий составлял проекты православных и католических церквей, в том числе проект монастырской церкви Богородицы в Архангельской губернии. Как архитектор Главного управления почт и телеграфов Харламов проектировал почтово-телеграфные учреждения в разных городах Российской империи: Одессе, Ковно, Гродно, Ростове-на-Дону, Симферополе, Харькове, руководил перестройкой зданий этого ведомства, занимался проверкой смет губернских строительных отделений.

В 1892 году Харламов подал прошение в Академию художеств на соискание звания академика архитектуры по утвержденной программе «Здание Почтово-Телеграфо-Телефонных Учреждений». Однако служебные обязанности не позволили ему в срок представить конкурсный проект, а в отсрочке предоставления программы ему было отказано [83]. В это время архитектор был занят в Одессе на строительстве казенного почтово-телеграфного здания (1895-1899 годы; ныне Главпочтамт). Архитектор выделил три функциональные зоны в застройке участка: главное здание собственно учреждений на Садовой улице, флигель для квартир, выходящий на параллельную ей Скобелевскую улицу, и дворовые службы [84] . Харламов декларировал необходимость
// С. 152 //
художественной отделки интерьеров казенного здания, чтобы по своим качествам оно могло служить образцом для частных построек: так, в помещениях для публики полы были выстланы цветным мрамором, здесь стояла мебель с дубовыми обвязками и цветными стеклами. Архитектором была задумана оригинальная система для ввода электрических проводов: он отказался от установки около здания столбов с изоляторами и проводки кабелей через окна. По образцу почтово-телеграфного здания в Бреславле (Вроцлаве) Харламов планировал провести провода через крышу здания, верхний слой которой предполагалось покрыть рядами изоляторов, окрашенных в разные цвета. Провода, собираясь на эти изоляторы, вводились вертикально в батареи и аппаратные [85].
В 1898 году архитектор был награжден орденом Св. Станислава II-й степени.

Среди наиболее крупных работ Харламова, получивших широкую известность при его жизни,- проектирование и строительство церкви Св. Петра Митрополита и перестройка часовни при ней в Ульянке близ Петербурга (1885–1891; не сохранились) [86]. Трехпрестольный обширный храм был построен в «русском стиле» и вмещал 1000 человек. Сам автор писал, что «церковь проектирована в характере Останкинской церкви под Москвой». Для нее Харламов исполнил рисунок иконостаса и киота в «древнерусском» стиле [87].

В 1889 году Харламов перестроил дом А. С. Суворина в Эртелевом переулке (ул. Чехова, 6), возведенный в 1888 году его отцом. По желанию владельца был переделан фасад: изменено его завершение [88], сделана облицовка из цветной терракоты. Она была заказана по специальным шаблонам на заводе Гофмана в Зигерсдорфе в Германии. Промышленный способ изготовления облицовки требовал возможно меньшего числа типов деталей. Поэтому из узорочья «русского терема» для украшения фасада было приспособлено весьма ограниченное количество мотивов: это - обрамления окон с висячими «гирьками», ренессансные сдвоенные окна с тонкой промежуточной колонкой, квадратные нишки-ширинки, треугольные щипцы. В 1890 году все работы, включая художественную отделку интерьеров, были закончены [89]. Этот дом - характерный образец «псевдорусского стиля» второй половины XIX века.

Зодчий работал не только в столице и ее окрестностях, но и для российской провинции, выполняя заказы частных лиц. Для генерала П. В. Орловского в его имении в Волынской губернии Харламов проектировал каменные службы, по его рисунку были сделаны металлические ворота с гранитными столбами, кабинетная мебель. Для графа Н. А. Протасова-Бахметева в имении Тимановка Подольской губернии
// С. 153 //
он осуществил значительный комплекс работ в основном по отделке помещений и проектированию малых архитектурных форм: оград, ворот, беседок, фонарей и прочего. Зодчий предполагал «улучшить» внешний облик церкви Св. Ксении в этом же имении, для чего составил чертежи фасада храма и проект киота [90].

Как многие его современники, Харламов участвовал в архитектурных конкурсах. в 1898 году он совместно с А. И. фон Гогеном исполнил проект здания Московской городской думы, заслужившин III-ю премию. Протяженный фасад с однообразным ритмом окон и однотипными декоративными деталями традиционен для псевдорусских построек этого периода.
Не замыкаясь только в рамках строительной деятельности, Харламов занимался различными видами художественных работ, в том числе декорационно-оформительскими: в 1895 году по случаю коронации императора Николая II архитектор устроил палатку для богослужения и украсил Гостиный двор для встречи императорской четы при въезде в город.

В 1890-е годы Харламов много работал в качестве художника-прикладника: исполнял рисунки хоругвей, Покрова на престоле, церкви при Николаевском институте, обложек и заставок для издании («Вестник изящных искусств», «Художественные новости», «Музыкальные новости»), проектировал жетоны различных обществ и организации, создавал рисунки для изделий из драгоценных материалов, для канделябров и люстр, портретных рам и альбомов.

В 1880–1900-х годах Харламов сотрудничал с журналами «Хозяйственный строитель» и «Сельский хозяин», публикуя в них различные проекты хозяйственных сооружений; среди них деревянные и каменные дома, бани, школы, амбары, хозяйственные дворы и т. д. Писал статьи по строительной технике и устройству отдельных частей зданий. В 1888 году зодчий оформил выставку Русского общества птицеводства, за что заслужил большую серебряную медаль общества, а в 1889 году за проектирование птичников на выставке птицеводства был удостоен почетного отзыва.

Творчество архитектора было обширным и многообразным. Плодотворно работая по заказам частных лиц и государственных учреждений, он построил множество зданий в Петербурге, его окрестностях и других городах России.

Умер В. Ф. Харламов 4 января 1907 года, похоронен на Смоленском кладбище [91].

Деятельность архитекторов Харламовых пришлась на период эклектики в русской архитектуре. О работах первого архитектора династии
// С. 154 //
С. Ф. Харламова известно немного. Второй архитектор рода Ф. С. Харламов – крупный мастер «русского стиля», но много строил и проектировал вне этой стилевой разновидности. В. Ф. Харламов, часть творческой деятельности которого пришлась на конец XIX – начало ХХ века, остался чужд увлечения современниками модным «новым стилем». Его творчество на рубеже веков продолжает эклектическую линию развития русской архитектуры. Некоторые работы Федора Семеновича и Владимира Федоровича Харламовых свидетельствуют о близости архитектурного «почерка» отца и сына, о творческой преемственности мастеров. Как и многие другие архитекторы, они не замыкались только в рамках строительной практики, участвуя в различных выставках, занимаясь проектированием предметов декоративно-прикладного искусства, пробуя силы в качестве художников-оформителей.

В целом деятельность архитекторов Харламовых способствовала формированию архитектурной среды Петербурга XIX – начала ХХ века и оставила в ней заметный след.
_________________________________________________________________________
1. Основной объем сведений собран внуком В. Ф. Харламова С. П. Сафоновым, который выражает благодарность заведующей читальным залом РГИА С. И. Вареховой за помощь в поиске источников о жизни Харламовых.
2.Уточнение, проверка и систематизация материалов проведена Т. В. Волобаевой.
3. О С . Ф. Харламове см.: РГИА . Ф. 496. Оп. 3. Д. 2258, 2277. Ф. 758. Оп. 9.
Д. 100. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 2332. Ч. 2. Д. 192. Оп. 20. Д. 2, 8. Ф. 1341 . Оп. 298.
Ф. 1343. Оп. 31. Д. 2119.
4. РГИА. Ф. 759. Оп. 95. Д. 62 (Чертежи планов и фасадов сельских лазаретов Гатчинского и Ропшинского округов, исполненных архитектором С. Харламовым).
5. Генеалогия господ дворян, внесенных в родословную книгу Тверской губернии 1787 по 1869 гг. Составил М. Чернявский . N  1290. С . 199. Приложение. С. 240. РГИА. Ф. 1343. Оп. 31. Д. 2119. Оп. 51. Д. 778. Описание герба рода Харламовых: Щит, разделенный надвое, имеет верхнюю половину зеленого и золотого цвета, разрезанную к правому нижнему углу диагональной чертой, в которой изображен хлебный сноп переменных с полями цветов. В нижней половине в красном поле крестообразно положены золотые шпага и стрела, остроконечиями вверх. Щит увенчан дворянским шлемом и короною с пятью павлиньими перьями, на средине которых видна летящая в левую сторону золотая стрела. Намет на щите зеленый и красный, подложенный золотом. См. : Общий гербовник дворянских родов Всероссийской Империи, начатый в 1797 г. Ч . 6. С. 116.
6. РГИА. Ф. 758. Оп . 18. 1846. Д. 848.
7. Там же.
8. РГИА. Ф. 759. Оп. 31. Д. 1118.
// С. 155 //
9. Харламов Федор Семенович. Некролог 11 Неделя строителя. 1889. N 9. С. 38.
10. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз, И. Е. Ефрон. 1903. Т. 73. С. 78-79.
11. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. 1860. Д. 9293.
12. РГИА. Ф. 789. Оп . 4. Д. 42.
13. ЦГИА СПб Там же. Д. 4234.
14. Исаченко В.•Г. Зодчие Петербурга второй половины XIX в. Каталог выставки. Л., 1985. С. 100.
15. Энциклопедический словарь. Изд. Ф. А. Брокгауз,  И. Е. Ефрон. Там же. С. 78-79. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 1744. Оп. 19. Д. 1724.
16. РГИА. Там же. Оп. 4. Д. 10.
17. Там же. Оп. 10. Д. 121. Л. 5-14.
18. Там же. Ф. 759. Оп. 32. Д. 576.
19. ЦГИА СПб. Там же. Д. 1282.
20. Зодчий 1876. N 5. С. 66.
21. Антонов В. О., Кабак А. В. Утраченные памятники архитектуры Петербурга-Ленинграда. Каталог выставки. Л., 1988. N 88.
22. ЦГИА СПб. Там же. Д. 5968.
23. См.: С. Ф. Харламов. Некролог. С. 38-39.
24. РГИА. Там же. Оп. 10. Д. 121. Л. 5-14.
25. Там же. Ф. 472. Оп . 31. Д. 48. Л. 1-2. 1 С
26. Лебедев в. Церковь при Николаевском дворце в С-Петербурге // Странник. 1877. т. 2. с. 14.
27. Там же. С . 1.
28. Ныне в этих помещениях устроены складские помещения. См.: Лапис И. А. Иконостас превратностей судьбы // Искусство Ленинграда. 1990. N 8. с. 65-67.
29. Зодчий. 1875. С. 119.
30. РГИА. Ф. 496. Оп. 1. Д. 238.
31. Там же. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121 . Л. 5-14.
32. Там же. Ф. 1293. Оп. 113. Д. 63. Л. 1-3.
33. Там же. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121. Л. 5-14.
34. Там же. Ф. 1293. Оп. 113. Д. 6. Л. 1-8.
35. ЦГИА СПб. Там же. Д. 4796.
36. Шульц С. Храмы Петербурга. СПб., 1994. С. 103.
37. РГИА. Ф. 796. Оп. 160. Д. 745. 44—50
38. Мотивы русской архитектуры. СПб., 1875. Т. 1. Л. 23-27, 44-50.
39. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121. Л. 5-14.
40. Тихонов Л. П. Красное Село. Л., 1968. С. 23.
41. Там же. С. 23-24.
42. Зодчий. 1882. N XI. Стр. 84.
43. РГИА. Ф. 496. Оп. 1. Д. 319.
44. ЦГИА СПб . Там же . Д. 8748.
45. РГИА. Ф. 1293. Оп . 167. Д. 184. Л. 1.
46. Авторство часовни до сих пор приписывалось Ф. С. Харламову. См.: Шульц С. Указ. соч. С. 97. N 8 (131); Храмы Петербурга. Справочник-путеводитель. Авт.-сост. А. В. Берташ, Е. И. Жерихина, М. Г. Талалай. СПб., 1992. С. 110, N 483.
// С. 156 //
47. РГИА. Ф. 1293. Оп. 114. Д. 23.
48. Здание богадельни с церковью и школой в Санкт-Петербурге// Зодчий. 1885. N 1. С. 3.
49. Петровское училище С.- Петербургского Купеческого Общества// Зодчий. 1883. с. 48.
50. См.: Ф. С. Харламов. Некролог. С. 38-39.
51. РГИА. Ф. 1280. Оп. 2. Д . 2070. Л. 4, 11-11oб.
52. ЦГИА СПб. Там же. Д. 3346.
53. Исаченко В. Г. Там же. С. 100.
54. См.: Ф. С. Харламов. Некролог. С. 39.
55. Исаченко В. Г Указ. соч. С. 100.
56. ЦГИА СПб. Там же. Д. 5669.
57. Там же. Д. 5680.
58. Там же. Д. 4583.
59. Там же.
59. См.: Ф. С. Харламов. Некролог. С. 38.
60. Там же.
61. Кушнир И. И. Архитектура Новгорода. Л., 1991. С. 145.
62. См.: Ф. С. Харламов. Некролог. С. 38-39.
63. К 100-летию Путиловского завода. 1801-1901. СПб., 1902. С. 18-19.
64. См.: Ф. С. Харламов. Некролог. С. 38-39.
65. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121. Л. 5-14.
66. В 1907 году прах Путилова и его жены был перенесен в церковь, построенную при Путиловском заводе (см.: Петербургский некрополь. Т. 3. С. 522). Могила уничтожена в годы революции.
67. РГИА. Там же. Л. 70-77.
68. Там же.
69. Знакомые. Альбом М. И. Семевского. Книга автобиографических собственноручных заметок 850 лиц. - Воспоминания. - Стихотворения. - Эпиграммы.- Шутки.- Подписи. 1867-1888. СПб., 1888. С. 7, 113. Архив Института русской литературы (Пушкинский дом). Ф. 271. Оп. 1. N 395. Л. 145.
70. ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 125. Д. 1067. Петербургский некрополь. Т. 4. С. 407.
71. РГИА. Там же.
72. Там же. Л. 30.
73. Там же. Л. 70-77.
74. Зодчий. 1882. Т. 57.
75. РГИА. Там же. Л. 36
76. Там же. Л. 70-77.
77. Храмы Петербурга. Указ. соч. С. 67. N 260.
78. Там же. РГИА. Ф. 496. Оп. 1. Д. 380. Л. 63-65.
79. РГИА. Ф. 1289. Оп. 5. Д. 5141. Л. 76-12.
80. Там же. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121. Л. 70-77.
81. Зодчий. 1887. N 3. С. 17-18. Табл. 11-14.
82. РГИА. Ф. 1289. Оп. 5. Д. 5141. Л. 1-5.
// С. 157 //

83. Там же. ФВ 78. ОП 19 Д. 1781. Л. 1
84. Харламов В. Ф. К проекту Почтово-Телеграфо-Телефонных
учреждений в Одессе с помещениями для Управления округа и квартир для служащих// Зодчий. 1894. N 5. Л. 40-42.
85. Харламов В. Ф. К проекту здания для Почтово-Телеграфо_Телефонных учреждений в Одессе с помещениями для Управления округа и квартир для служащих // Зодчий. 1894. № 6. Л. 46-49.
86. Харламов. Церковь Петра Митрополита н Ульянке (ее возникновение и дальнейшая судьба - от походной палатки до большого трехпрестольного каменного храма) // Зодчий. 1887. С. 91-93. Табл. 11-12, 18-19, 31.
87. Там же. РГИА. Ф. 789. Оп. 10. Д. 121. Л. 70-77.
88. ЦГИА СПб. Там же. Д. 4483; 4583. Л. 12-16.
89. РГИА. Там же.
90. Зодчий. 1889. N 7-8. Т. 33.
91. Петербургский некрополь. Т. 4. С. 407.