?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Волобаева Т. В., Сафонов С. П. Династия архитекторов Харламовых. Ч. 1.
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Эта статья написана мною в соавторстве с С. П. Сафоновым - внуком архитектора В. Ф. Харламова. Опубликована в 1997 году в сборнике научных трудов ГМИ СПБ. Иллюстрации в публикации отсутствуют.

Поскольку статья большая, и Livejournal не дает возможности опубликовать ее в одном посте, статья разделена на две части.
Часть 1.
Часть 2 (продолжение).

При использовании материалов текстовая ссылка на статью и активная ссылка на ресурс обязательна !
Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга, выпуск II. СПб., 1997

Сафонов С. П. Волобаева Т.В. Династия архитекторов Харламовых. / От Музея Старого Петербурга к Государственному музею истории Санкт-Петербурга : исследования и материалы / [сост. В. А. Фролов]. — СПб.: [б. и.], 1997. - 206 с. — (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга; вып. 2). C. 141-157.
// С. 141 //
Деятельность архитекторов Харламовых, ныне известная узкому кругу специалистов, на протяжении почти всего XIX и начала ХХ века была связана с Петербургом. Зодчие возвели большое количество строений самого разного назначения: приюты и церкви, загородные дачи и особняки, общественные сооружения и доходные дома.

Предлагаемая работа - первая попытка представить сведения о династии архитекторов Харламовых. Собранные по архивным и литературным источникам [1] материалы систематизированы [2] и раскрывают малоизвестные страницы биографии и творчества трех петербургских зодчих. Если Федор Семенович Харламов известен историкам архитектуры как крупный мастер «русского стиля», то сведения о родоначальнике династии зодчих Семене Филипповиче Харламове публикуются впервые. Очерк творчества последнего представителя этой фамилии Владимира Федоровича Харламова основан на известных материалах его биографии и практической деятельности, которые впервые объединены в настоящей статье.

Первый архитектор династии зодчих Семен Филиппович Харламов [3]  родился 25 августа 1803 года в семье коллежского регистратора Санкт-Петербургской полиции Филиппа Ивановича Харламова. 29 сентября 1813 года он был принят в Воспитательное училище Академии художеств, где первоначально учился живописи. Впоследствии он перешел в архитектурный класс, где занимался под руководством архитектора А. А. Михайлова I-го.

В 1823 году мать будущего архитектора Марфа Васильевна, оставшаяся вдовой в год рождения сына, подала прошение в Академию художеств о досрочном выпуске сына из учебного заведения, «чтобы улучшить ее бедное состояние и поддержать старость лет». Просьба была удовлетворена, так как до окончания курса оставалось всего несколько месяцев, и молодой человек получил аттестат со званием
// С. 142 //
художника 14-го класса. Через полгода он был принят помощником архитектора при Правительствующем Сенате.

В 1830 году Харламов занял должность архитектора при Деревенской экспедиции Императорского Санкт-Петербургского воспитательного дома. Ему приходилось составлять планы и сметы сельских лазаретов, руководить строительными работами. Харламов возвел девять сельских лазаретов «с тщательнейшим сбережением казенного интереса», в том числе в Гатчинском и Ропшинском округах [4]. Его долгая и усердная деятельность заслужила похвальные отзывы: дважды, в 1840 и 1845 годах, архитектор был удостоен «Знака отличия беспорочной службы» за 15 и 20 лет.

Тяжелая неизлечимая болезнь в 1846 году вынудила Харламова уйти в отставку в чине коллежского асессора. В начале 1850-х годов он умер.

В семье Семена Филипповича было шестеро детей: четыре дочери и два сына — Николай и Федор. Младший сын Федор впоследствии стал известным архитектором. Старший Николай был коллежским регистратором и служил в Тверской палате государственных имуществ.
В 1855 году он подал бумаги в Тверское дворянское депутатское собрание с просьбой учесть заслуги отца и внести семью Харламовых в дворянскую родословную книгу Тверской губернии. Просьба была удовлетворена, и фамилия Харламовых появилась в третьей части дворянской родословной книги Тверской губернии [5].
Федор Семенович Харламов — второй архитектор династии — родился 3 июня 1835 года в доме отца на Петербургской стороне. В 1845 году вместе со старшим братом он поступил в Гатчинский Николаевский  [6] сиротcкии институт пенcионером от Санкт-Петербургского воспитательного дома, в котором служил его отец. При этом учитывалось «бедное состояние» семьи. После смерти С. Ф. Харламова основанием для пенсионерства стал Указ от 28 июля 1831 года «О пенсиях вдовам служивших и о призрении детей их» [7].

В процессе обучения обнаружилась склонность Федора к «черчению землемерных рисунков и архитекторских планов» [8]. На его способности в последних классах обратила внимание великая княгиня Елена Павловна [9]. Окончив в 1855 году институт, Харламов по ходатайству С. С. Ланского получил возможность посещать классы Академии художеств вольноприходящим учеником. Ему была назначена стипендия великой княгини. Учебный курс он проходил на архитектурном отделении под руководством профессора Ф. И. Эппингера и К. А. Тона. Во время обучения в Академии Харламов был награжден в 1859 году малой серебряной медалью 2-й степени за проект арсенала, а позже - в 1860 году –
// С. 143 //
за проект каменной православной церкви с колокольней на 2 000 человек получил большую серебряную медаль 1-й степени [10].

По окончании в 1859 году Академии художеств молодой архитектор приступил к практической деятельности. Среди первых его построек - два трехэтажных флигеля во дворе дома горного инженера Иванова ( 4-я Советская у л., 38), возведенные в 1860 году [11] . В 1862 году Харламов по поручению Палестинского комитета под руководством архитектора Эппингера разрабатывал рисунки для утвари и отделки русских церквей и богоугодных заведении для православных паломников в Иерусалиме [12] .

За выполнение значительного количества проектов Харламов был награжден орденом Св. Станислава III степени. По рекомендации  Эппингера в том же 1862 году для жены М. Н. Мансурова на Литейном проспекте, 52, зодчий возвел четырехэтажный флигель и незначительно изменил лицевой фасад дома [13] . В это же время он построил деревянную церковь в имении графа Левашова «Осиновая роща» (не сохранилась) [14]  .

27 августа 1863 года Ф. С. Харламов получил звание академика архитектуры за успешное решение предложенной Академией художеств задачи — сочинение проекта Анатомо-физиологического института при Медико-хирургической академии [15] . В том же году по его просьбе он был назначен на должность Почетного члена-архитектора Петербургского совета детских приютов[16] , на которой оставался до 1875 года [17]. Ему было поручено yнаблюдение за строительством и состоянием зданий нескольких приютов. Харламов построил деревянные жилые корпуса приюта Св. Андрея на Большом проспекте Васильевского острова, 42 (1865) [18], приюта «Серебряный» на Гаванской ул., 4. [19]. Они не сохранились до наших дней. Известно о его работах для приютов Благовещенского, Св. Владимира, Лавальского. Кроме того, архитектор построил здания Александровского детского приюта Губанина в Семеновеком полку, Александро-Мариинекого детского приюта И. Базилевекого на Сампсониевском проспекте, детского приюта великой княгини Александры Николаевны. В \868-\869 на территории последнего в память великой княгини он возвел церковь Св. мученицы Александры [20] (12-я Красноармейская, 27 — Лермонтовский пр. , 51; не сохранилась). Маленький храм со стройной колокольнеq был соединен с жилым зданием крытым переходом [21]. Одновременно Харламов надстроил третьим этажом угловой дом приюта, возведенный в 1846 году архитектором А. К. Кавосом [22]. Харламов капитально перестроил и надстроил здание образцового приюта на Петергофском проспекте и соорудил при нем каменную церковь [23].

// С. 144 //
В 1863 году архитектор был принят на службу в ведомство учреждении императрицы Марии Федоровны [24] по поручению которого исполнил ряд работ в интерьерах дворцовых сооружений. Так, он отделывал апартаменты принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской во дворце принца Ольденбургского (Миллионная ул., 1), за что в 1866 году был награжден орденом Св. Станислава II степени.

В связи со смертью наследника Российского престола Николая Александровича в 1865 году Харламов вместе с архитекторами А. А. Пуаро и Вингельдтом участвовал в устройстве траурного балдахина на яхту: «Александрия» [25] и траурном оформлении собора Петропавловской крепости перед погребением умершего цесаревича. За эти работы архитекторы получили денежное вознаграждение.

Следующая страница деятельности зодчего связана со службой при Дворе великого князя Николая Николаевича, архитектором которого он служил 18 лет (с 1867 года). Харламов выполнял работы как в Николаевском дворце-резиденции великого князя, так и в его имении
на мызе Знаменка недалеко от Петергофа.

Одной из самых интересных работ архитектора было устройство под солеей и алтарем Благовещенской церкви Николаевского дворца крипты — копии пещеры Гроба Господня. В 1872 году великий князь Николай Николаевич привез из Палестины святые реликвии, полученные от иерусалимского патриарха Кирилла. Чтобы обеспечить их сохранность, владелец дворца пожелал соорудить часовню по образцу иерусалимской пещеры Гроба Господня. Священник дворцовой церкви В. Лебедев писал:«< ... > не выходя из храма, августейший паломник начертал план часовни со всеми деталями» [26]. Работы поручили архитектору Харламову, который выполнил задание за три недели при постоянном наблюдении великого князя. В 1873 году с правой стороны часо~ни он соорудил придел Св. великомученицы Варвары, а в 1874 с левой - первоверховного апостола Петра [27]. Приделы и преддверие «пещеры» были расписаны в византийском стиле [28].

В Знаменке зодчий построил деревянную церковь Св. Илии с колокольней (1875 [29]; не сохранилась). За службу при Великокняжеском Николаевском Дворе Харламов в 1868 году был награжден орденом Св. Анны II степени [30].

Вместе с тем послужной список Харламова не ограничивался перечисленным. С 1863 по 1867 годы он состоял архитектором при Санкт-Петербургском университете [31], с 1876 по 1877 год являлся Городским архитектором при Санкт-Петербургской городской управе [32]. С 1876 года зодчий находился на службе при хозяйственном управлении
// С. 145 //
Святейшего Синода [33], а с 1879 по 1881 — в Техническо-строительном комитете Министерства внутренних дел [34].

В 1877–1878 годах по его проекту был возведен четырехэтажный лицевой дом на Синодальном подворье (Звенигородская ул., 12 — ул. Правды, 13) [35]. К этому времени здесь уже существовал большои каменный дом, построенный в 1866–1868 годах по проекту архитектора А. С. Кудинова, в котором размещалась церковь во имя святителя Митрофания Воронежского. В 1888 году при церкви была сооружена колокольня по проекту Ф. С. Харламова и В. М. Елкашова [36].

По заказу Синода архитектор построил каменное здание семинарии в Твери; в 1879 году он руководил капитальным ремонтом Ярославского Синодального подворья, где, в частности, устроил водопровод [37]. Для Японии он составил проект здания русского посольства с церковью [38].

Являясь членом Общества по устройству колонии малолетних преступников, архитектор построил на ее территории деревянную церковь и некоторые другие сооружения. За деятельность в Комиссии по разработке проекта тюремного преобразования в 1873 году он был награжден орденом Св. Владимира IV степени [39]. Как член Общества ночлежных домов зодчий построил 3-й и 4-й ночлежные приюты в Санкт-Петербурге.

Значительной работой Харламова стала отделка зрительного зала театра в Красном Селе. Здание театра было возведено в 1850-1851 годах по проекту архитектора Сарычева в доме у Безымянного озера. Это была деревянная постройка с железной крышей, возведенная на каменном фундаменте [40]. Наружная отделка театра была скромна, а внутренняя - весьма эффектна: зрительный зал с партером, бенуаром и ярусом лож богато отделан белыми обоями, имитировавшими мраморную облицовку. Декоративное оформление было посвящено военной тематике: барьеры лож украшены военной арматурой, люстра выполнена в виде парящего орла, который держал в лапах большой лавровый венок. Царская ложа устроена по образцу ложи Михайловского театра в Петербурге, а на занавесе написан вид Красносельского военного лагеря в лучах восходящего солнца [41]. Театр функционировал во время летней стоянки в Красном Селе войск петербургского гарнизона.

В 1877-1879 годах архитектор Ф. С. Харламов руководил построикой доходного дома Императорского человеколюбивого общества (Литейный пр., 31). Пятиэтажный лицевой дом и такие же дворовые флигеля он проектировал с учетом эскизного проекта Г. Б. Пранга и П. С. Дмитриева [42]. Фасады здания были оформлены в «псевдорусском стиле». В 1879 году за «отлично-усердные труды в Императорском
// С. 146 //
Человеколюбивом Обществе» архитектор был награжден орденом Св. Владимира III-й степени [43].

Пожалуй, самым значительным по масштабу произведенных работ стало создание комплекса построек богадельни купцов Ф. М. Садовникова и И. С. Герасимова (Каменноостровский пр., 66 — Песочная наб., 2). Работы производились совместно с академиком архитектуры В. И. Токаревым. На участке, кроме богадельни, были возведены трехэтажный жилой корпус, две школы, отдельно стоявшие покойницкая и дворницкая (1881) [44]. Лицевой фасад главного здания оформлен с применением классицистических деталей. В отличие от него часовня, построенная в 1882–1883 годах по проекту Л. Н. Бенуа [45] и под наблюдением Ф. С. Харламова [46] , была выдержана в «псевдорусском стиле» (не сохранилась). На первоначальном проекте Харламова изображена небольшая часовня с декором классицистического характера с использованием ренессансно-барочных мотивов в завершениях окон и портала, купольном венчании и рисунке шпиля колокольни [47]. Чертежи этой небольшой культовой постройки свидетельствуют о близости творческих исканий разных архитекторов 1880-х годов. Проект часовни Харламова был «высочайше» утвержден в апреле 1881 года, после чего по воле жертвователя денег на постройку И. Ф. Громова был составлен другой проект архитектором Л. Н. Бенуа, утвержденный 29 мая 1882 года. Иконостас храма, выдержанный в «псевдорусском стиле», был выполнен по рисунку Токарева [48].

В 1882–1883 годах также на средства Санкт-Петербургского купеческого общества было построено здание Петровского коммерческого училища (наб. р . Фонтанки, 62). Оно возводилось в память 200-летнего юбилея императора Петра 1. Проект здания Харламов составил совместно с Токаревым по программе, выработанной Попечительным советом училища [49]. Фасады здания по характеру оформления очень близки фасадам богадельни Садовникова и Герасимова и отличаются большим количеством декоративных деталей.

Некоторое время Харламов являлся архитектором при Петропавловском соборе, замещая Пуаро. По поручению бывшей строительной конторы Министерства Императорского Двора Харламов реставрировал Петропавловский собор; в 1880-е годы занимался убранством могилы Александра II и устройством витрины для венков. За эти работы ему был пожалован бриллиантовый перстень [50]. Кроме того, зодчий участвовал в ремонтных работах в здании фондовых кладовых на территории Петропавловской крепости, Производившихея в 1882 году в связи с переходом сооружения из Министерства финансов в ведение МИДв [51].
// С. 147 //
В течение последних пяти лет жизни Харламов был архитектором Санкт-Петербургского кредитного общества и после пожара в здании общества (наб. р. Мойки, 40-Б. Конюшенная, 27) вместе с архитектором Х. Х. Тацки отделывал интерьеры лицевого дома (1888) [52].

В это же время зодчий находился на службе при начальнике Главного управления почт и телеграфов, исполняя поручения по ремонту зданий управления. Являясь на протяжении двух лет председателем строительной комиссии этого управления, он перестроил почтамтскую больницу (у л. Якубовича, 8) и устроил в ней дезинфекционную камеру своей системы, приспоеобил дом на улице Якубовича, 6, для Технического училища почтово-телеграфного ведомства. Архитектор составлял проекты для учреждений Управления почт и телеграфов в различных городах России: Чите, Харькове, Белостоке, Кременчуге и др. Лично контролируя строительные работы по этому ведомству, Харламов проверял сметы и, «постоянно заботясь об интересах государства», сэкономил в течение четырех лет 16 тысяч рублей [54].

Харламов имел репутацию архитектора, наделенного большим вкусом и обладавшего основательными техническими познаниями. Его служба в различных учреждениях и ведомствах способствовала получению им множества частных заказов.

Архитектор строил загородные дачи в окрестностях Петербурга, среди них – своей жены С. А. Харламовой в Гатчине, Трофимова в Петергофе. Значительное число построек было возведено в северных районах, славившихся красотой местности и чистым воздухом: на Поклонной горе, в Шувалове, в Парголове.

Много сделал зодчий для купца А. И. Дурдина. В 1880-1881 годах на его средства Харламов возвел церковь в Териоках (Зеленогорск. Не сохранилась [55]). Поблизости от пивоваренного завода Дурдина на Обводном канале архитектор построил ряд сооружении: в 1877 году завершил возведение пятиэтажного каменного дома, строительство которого было начато архитектором Э. Г. Юргенсом (наб. Обводного канала, 217 – Старопетергофский пр., 14); в 1880 году на соседнем участке построил пятиэтажный флигель во дворе (наб. Обводного канала 219) [56] и в том же году пятиэтажный лицевой дом с шестиэтажными дворовыми флигелями по Старопетерго ф скому пр., 15 [57].

Крупной работой зодчего стало строительство четырехэтажного лицевого дома и трех пятиэтажных флигелей для А. С. Суворина на ул. Чехова, 6. (1888) [58]. После смерти архитектора его сын В. Ф. Харламов изменил по желанию владельца завершение дома и переделал фасад по новому проекту.
// С. 148 //
Столичный архитектор получал множество частных заказов и ведомственных поручений из разных городов России. Кроме уже названных, Харламов разрабатывал проекты станций и служебных зданий для Закаспийской железной дороги, театра в Уфе. Среди частных заказов известны его проекты дома графа Ностица в Москве, барской усадьбы Башлакава в городе Моршанске Тамбовской губернии. В Новгородской губернии он построил «Дачи-усадьбы в имениях А. А. Миллера, Н. А. Миллера и сенатора Хвостова» [59]. В самом Новгороде Харламов возвел образцовую школу и отделал интерьеры в здании Дворянского собрания [60], построенного на Софийской площади в 1849 году архитектором А. И. Штакеншнейдером [61].

Деятельность Харламова была разнообразной и не ограничивалась строительными работами. Он неоднократно участвовал в устройстве выставок. На мануфактурной выставке 1870 года в Соляном переулке в Петербурге им был устроен «аквариум и отдел завода Н. И. Путилова» [62]. Возможно, это была модель здания кузницы, возведенной в 1870 году на заводе Путилова. Сооружение интересно тем, что его остов был сделан из гнутых старых рельсов по системе, «привилегированной» заводчиком. Модель кузницы, показанная на выставке 1870 года, послужила образцом для многих железнодорожных и заводских построек [63].

Архитектор участвовал в сооружении павильонов и зданий на московской Политехнической выставке 1872 года. По поручению Министерства народного просвещения он построил образцовую школу, демонстрировавшуюся на выставке, позже подаренную в одну из Российских губерний [64]. «Гвоздем» выставки стало здание Морского отдела, сооруженное по проекту архитектора И. А. Монигетти. Эта постройка была первой в России, выполненной целиком из металла и стекла. Видимо, Харламов был причастен к возведению этого новаторского сооружения, так как в его формулярном списке [65] есть запись об участии в установке «рельсовых зданий» для отделов морского и садоводства, за что от Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии архитектор получил золотую медаль.

По заказу Путилова в 1876 году Харламов построил часовню Св. Николая на острове Гладкий, в которой заводчик был похоронен в фамильном склепе [66] в 1881 году (часовня не сохранилась). Решетку на могиле Путилова проектировал сын архитектора Владимир [67].

Читать продожение статьи

  • 1

Волобаева Т. В., Сафонов С. П. Династия архитекторов Хар

Пользователь kaganer сослался на вашу запись в своей записи «Волобаева Т. В., Сафонов С. П. Династия архитекторов Харламовых. Ч. 2. (продолжение)» в контексте: [...] лжение статьи Начало статьи опубликовано здесь: http://vitroshop.livejournal.com/37362.html [...]

  • 1