Эта публикация - краткое изложение выступления на конференции 1997 года. С того момента появилось множество материалов по этой теме и некоторые данные в статье выглядят устаревшими и даже не совсем верными. Тем не менее, статья есть, и ссылаться на нее можно, а при публикации в интернете также необходимо, как и в "бумажных" изданиях.
Правильна ссылка для цитирования:
Волобаева Т. В. Витражи Императорского Стеклянного завода XIX в.— Петербургские чтения-97. — Санкт-Петербург: Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ, 1997. — С. 422-425. — 712 с. — ISBN 5-86789-051-1.
//С. 422 //
Т. В. Волобаева
(Государственный музей истории Санкт-Петербурга)
Витражи Императорского Стеклянного завода ХIХ в.
В 1820—1830-е гг. вместе с модой на псевдоготические интерьеры и обстановку под средневековую старину в России появились витражи. Изделия из цветного стекла именно в этот период начали особенно активно использоваться в декоративном искусстве. Многие частные русские стекольные заводы осваивали новые для них техники. Наиболее передовые предприятия наряду с произведениями прикладного характера предпринимали попытки изготовления витражей. Хотя в ряде случаев опыты были удачными, продолжения они не получили. Изготовление полихромных стеклянных композиций для окон было чрезвычайно трудоемким процессом, требовало больших затрат и значительного распространения в этот период не получило.
Большую часть витражей в 1820—1840—е гг. в Россию ввозили. Это могли быть как произведения Х1Х в., так и подлинные средневековые или ренессансные стекла ХVI—ХVII вв. [1]. Импортные витражи, как правило, были выполнены в традиционной для Западной Европы паечно-живописной технике: после росписи керамическими красками фигурных пластин стекла они обжигались в муфельных печах и соединялись между собой свинцовой проволокой.
Петербургское искусство витража на протяжении ХIХ — начала ХХ в. в целом развивалось в рамках европейской традиции как по технике исполнения, так и в выборе мотивов изображения. Однако в истории русского витража выделяется одно направление, которое возникло совершенно самостоятельно, без опоры на традицию западноевропейского витражного дела. Оно было сформировано мастерами Императорского Стеклянного завода (ИСЗ). Это направление не имело в России ни предшественников, ни последователей. В истории русского витражного искусства оно стоит особняком и представляет собой «тупиковую» ветвь развития.
Сохранилось всего два витража, исполненных на Императорском Стеклянном заводе, а также ряд архивных документов, что позволяет дать характеристику этому направлению витражного искусства, его технико-технологическим и иконографическим особенностям.
Попытки изготовления витражей были предприняты на ИСЗ с 1830-х гг., видимо, в связи с потребностями дворцового строительства. Вероятно, впервые с заказом на витражные окна это придворное предприятие столкнулось в то время, когда в петергофской Александрии была построена и отделывалась церковь св. Александра Невского. Большие круглые окна—розы над порталами этой псевдоготической постройки явно были предназначены для витражей. Живописно-паечная витражная техника не была освоена на ИСЗ. И задача по созданию полихромных композиций для окон была решена чрезвычайно просто: по специальным шаблонам на заводе были изготовлены большие пластины стекла однородно окрашенного в процессе варки стеклянной массы в различные цвета. Без какой-либо дополнительной художественной обработки эти стекла были вставлены в оконные переплеты церкви в Александрии.
В 1840-х гг. на ИСЗ появились художники-витражисты. Одним из первых был Александр Федорович Перниц (1810 — после 1855), выпускник Академии художеств, проработавший на заводе до 1855 г. Заниматься «живописью на стекле» он
//С. 423//
начал не по собственной инициативе, а по предписанию Кабинета его императорского величества. В качестве образца такой живописи Перниц в 1845 г. представил в Академию художеств свою работу «Изображение св. царицы Александры, сделанное из стекла». Начинание художника было одобрено «за успешный опыт в этом роде живописи, у нас еще доселе новой» [2]. Вероятно, именно этот витраж был установлен в алтаре церкви при Александринской женской больнице в Петербурге [3].
Перницу приписывается также изготовление витража для Гатчинского дворца [4]: он находился в церкви Кухонного каре. Вероятно, этот мастер работал также с огромным витражом Исаакиевского собора, собирая его для окончательной установки на место в 1847 г. [5].
Другой мастер, работавший на ИСЗ, также получил образование в Академии художеств. Это — Павел Семенович Васильев (1834-1904). В 1861 г. он получил звание неклассного художника по живописи на стекле, в 1877 г. — академика [6]. Известна одна его работа «Ангел молитвы» (1859), которая является копией на стекле картины живописца академического направления — Т. А. Неффа. Предположительно, этот живописный витраж был первоначально установлен в окне одного из помещений Александровского дворца в Царском Селе [7].
Если сначала витражи на ИСЗ расписывали профессиональные художники, то примерно с середины ХIХ в. этим искусством овладели и заводские кадры, прошедшие путь от подмастерьев до самостоятельных мастеров. Известно имя мастера Григория Васильева, подписное произведение которого хранится в музее Фарфорового завода им. М. В. Ломоносова. Надписи на стекле свидетельствуют о том, что эта работа является копией картины 1514 г. итальянского живописца Фра Бартоломео и называется «Святое Семейство».
Это живописное стекло стоимостью 1.517,5 рублей было изготовлено специально для выставки в Лондоне 1862 г. [8] и еще раз экспонировалось на мануфактурной выставке 1882 г. в Москве [9]: оно висело на стене в деревянной позолоченной раме. Это произведение было высоко оценено зрителями и постоянно привлекало их внимание. Интерес вызывал не столько сюжет, образные характеристики персонажей (поскольку это была копия), сколько техника исполнения этой картины. Основой для нее служит большое круглое литое зеркальное стекло (Д=94), поверхность которого целиком покрыта живописью. Изображенная сцена «Святое Семейство» написана чрезвычайно тщательно: с тонкой светотеневой моделировкой: детали одежд, растительности на земле выписаны с большой подробностью. Вся поверхность картины покрыта множеством тонких красочных слоев, которые совершенно скрывают ее основу - стекло.
Исполнение такого произведения представляло значительные трудности. Известно, что техника росписи стекла эмалевыми красками предполагает нанесение их художником на основу с первого раза. Никакие исправления поверх имеющегося изображения не допускались, так как после обжига все неточности становились отчетливо видными и портили картину. Поэтому художник должен был виртуозно владеть кистью, точно нанося красочные мазки на поверхность стекла. Кроме того, при обжиге многие эмали меняли свои цвета, поэтому мастер, копируя произведение, воспроизводил его на стекле не в авторской цветовой гамме, а в иной, учитывая изменения колорита в результате воздействия высокой температуры муфельной печи.
Изготовление такого живописного стекла требовало значительного времени и чистоты исполнения, так как любая посторонняя крупинка могла повредить гладкую поверхность произведения или даже изменить цвет на его отдельном участке. Поэтому при росписи стеклянного пласта для защиты его от пыли внутри живописной мастерской возводилась специальная деревянная коробка, в которой работал художник [10].
// С. 424 //
Живописное стекло «Святое Семейство» является станковым произведением. Оно создавалось как экспонат для выставки и не предназначалось для окна. Однако и другие художественные произведения, изготовленные на ИСЗ и предназначавшиеся для окон, имели те же характеристики. Судя по имеющимся материалам, это всегда были копии либо произведений художников-академистов ХIХ в.‚ либо мастеров прошлого, как правило, периода итальянского Возрождения.
Так, в 1864 г. тот же мастер — Григорий Васильев — по желанию вел. кн. Александры Петровны написал на цельном стекле «Образ Святой Мученицы Царицы Александры». Он предназначался для украшения Дома для призрения бедных императрицы Александры Федоровны. Его размеры были столь значительны, что на ИСЗ не нашлось соответствующей величине стекла печи, поэтому обжиг производился на Фарфоровом заводе [11].
Для выставки 1862 г. в Лондоне была изготовлена копия картины Рафаэля «Мадонна Альба» [12]. Во всех указанных случаях эти картины были написаны на целом стекле, а не собраны из отдельных стеклянных пластинок, скрепленных свинцовой проволокой. В глазах современников это придавало им особенную ценность.
В 1870-х гг. витраж Императорского Стеклянного завода украсил Церковь дворца вел. кн. Николая Николаевича. На круглом литом зеркальном стекле металлическими красками с последующим обжигом было написано Всевидящее Око [13].
Запрестольный стеклянный образ, исполненный также живописным способом, находился и в церкви заводского храма [14], а к 1886 г. относится упоминание об иконе на стекле «Образ Рождества Христова» в той же церкви [15].
В 1880-е гг. в уже упоминавшейся церкви св. Александра Невского в петергофской Александрии витражи над порталами пришли в негодность. Мастер ИСЗ Иван Иванович Муринов (? — 1901), заведовавший в те годы живописной мастерской‚ написал на круглом стекле композицию «на сюжет Рафаэля» под названием «Преображение Господне». Это стекло было огромных по тем временам размеров — около 1,5 м в диаметре. Оно было изготовлено на частном предприятии Эберта в Петербурге и представляло собой большую редкость [16]. На самом же ИСЗ производство стеклянных изделий год от года падало и предприятие уже не выполняло ряд сложных технических задач.
В 1830-1890-е гг. на Императорском Стеклянном заводе была создана большая группа витражей, имеющих общие изобразительные и технико-технологические принципы. Эти работы не были в полной мере оригинальными художественными произведениями, так как являлись репродукциями на стекле картин художников-академистов ХIХ в. или мастеров прошлых эпох.
Придворные предприятия формировали официальную линию в русском декоративном искусстве. Живописные стекла, смальтовые мозаики, росписи фарфоровых пластов, медных пластин и т.д. — работы одного порядка, которые характеризуют огромные размеры при сохранении формальных признаков станковых произведений. Безукоризненно исполненные с точки зрения техники и технологии, они создавались без учета специфики их материала и особого изобразительного языка.
В истории русского витража живописные стекла Императорского Стеклянного завода остались локальным явлением. К 1890 г.‚ когда это предприятие как самостоятельная производственная единица прекратило свое существование, в России набирало силу новое направление в витражном искусстве, связанное с исканиями «нового стиля».
1. Волобаева Т.В. Витражи в псевдоготических сооружениях 182О—1840-х гг. / / Петер-
бургские чтения-95. СПб., 1995. С. 112—114.
2. Собко Н.П. Словарь русских художников. Т, 3. СПб., 1893. С. 72.
//С. 425 //
3. Антонов В. В.‚ Кобак А. В. Святыни Санкгпетербурга. Т. 2. СП6.‚ 1996. С. 219.
4. Минухин Е. Витражи. Рига, 1959. С. 56.
5. Архив ГИОП. Н—1095. Колотов М‚Г. Историческая справка о витраже в большом алтаре Исаакиевского собора. 1959 г. Л. 21.
6. Список русских художников к юбилейному справочнику Императорской Академии Художеств / Сост. С. Н. Кондаков. Ч. 2. СП6.‚ 1914. С. 448.
7. Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т. 3. М., 1965. С. 360.
8. РГИА. Ф. 468. Оп. 12. Д. 812. 1861—1869 гг. Л. 32 об.
9. Там же. Оп. 11. Д. 385. 1882 г. Л. 12.
10. Там же. Д. 810. 1882—1885. Л. 8-8 об.
11. Там же. Оп. 12. Д. 913. 1864 г. Л. 1-106.
12. Там же. Д. 812. Л. 32, 50 об.
13. Там же. Д. 1375. 1875 г. Л. 1.
14. Пыляев М. И. Забытое прошлое окрестностей Петербурга. СП6.‚ 1994. С. 72.
15. «Неделя строителя». 1886 г. № 36. С. 4.
16. РГИА. Ф. 468. Оп. 11. Д. 810. Л. 2-18.