vitroshop (vitroshop) wrote,
vitroshop
vitroshop

Categories:

Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг.

Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. // Петербургские чтения - 95. : Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 года / Составители: Ю. В. Кривошеев, С. В. Семенцов, Н. Ю. Медведева. — Санкт-Петербург, 1995. — С.112–115.

Эта публикация - не полноценное исследование, а тезисы выступления на конференции в 1995 году. Издана на серой бумаге и, конечно, без иллюстраций.
Я буду рада, если этот материал кому-то пригодится.
При перепубликации активная ссылка http://vitroshop.livejournal.com/36741.html обязательна.

Петербрургские чтения - 97. СПб., 1997.
Правильная ссылка для цитирования статьи:

Волобаева Т. В. Витражи в псевдоготических сооружениях 1820-1840-х гг. // Петербургские чтения - 95. : Материалы научной конференции 22-26 мая 1995 года / Составители: Ю. В. Кривошеев, С. В. Семенцов, Н. Ю. Медведева. — Санкт-Петербург, 1995. — С. 112-115.

// С. 112 //
Будучи изначально атрибутом исключительно западной культуры, витражи в XIX в. нередко становятся частью убранства русских интерьеров, выдержанных в духе того или иного исторического стиля. Утвердилось мнение, что на русскую почву витраж был перенесен в начале XIX в.[1] Однако удалось установить, что это произошло несколько раньше: существование импорта “цветных оконничных" стекол известно с середины XVIII столетия, а факты их применения — с 1770-х годов, в первых сооружениях псевдоготики в России.

// С. 113 //
С представлением о готике неизбежно возникает представление и о витражах, неотъемлемой части храмовой архитектуры европейского средневековья, несущих определенную смысловую нагрузку и семантическое значение, разработанное в сочинениях богословов. В новое время из арсенала декоративно-образных средств готического зодчества заимствуются самые характерные его черты: башни, шпили, стрельчатые арки и, конечно, цветные стекла. В Западной Европе интерес к витражному искусству возобновляется с середины XVIII столетия в связи с увлечением средневековой тематикой в архитектурной практике и в литературных произведениях романтизма.

В России появление псевдоготических сооружений во второй половине XVIII в. во многом было поверхностным отражением процессов, происходивших в зарубежной, прежде всего английской, архитектуре. И первые фактические сведения о витражах в нашей стране в новое время связаны именно с “готическими затеями” Екатерины II. Известно, что в Чесменском дворце [2] и церкви Иоанна Предтечи на Каменном острове (арх. Ю. М. Фельтен) [3] в окнах были использованы цветные стекла. Образцов декоративного остекления того времени не сохранилось, упоминания в письменных источниках редки и мало информативны.

В зарубежной и русской культуре начала XIX в. чрезвычайно распространенной становится тема транспаранта как проявления сквозного прохождения света через изображение на прозрачной основе. Она находит отражение как в поэтическом, литературном творчестве, так и в светоцветовых эффектах в живописных произведениях и при оформлении театральных постановок. К ним относится и увлечение витражами, которые также представляли собой транспаранты, но на совершенно определенной основе — стекле.

Витражи в 1820-1840-х годах в России становятся почти обязательной принадлежностью интерьеров псевдоготических сооружений. Хотя не сохранилось ни одного образца витражного искусства того времени, а иллюстративный материал крайне скуден, все же можно составить представление о формах существовавших витражных произведений, в зависимости от способов изготовления и образно-художественных характеристик.

Вошедшие в моду “живописные стекла” первоначально привозили из-за рубежа. Во всех известных нам случаях это была не современная продукция, а подлинные европейские витражи позднего средневековья. Так, живописный витраж XVII в. с религиозными сюжетами украшал каминный экран в одной из комнат петергофского Коттежда [4]. В окнах Царскосельского Арсенала находились подлинные древние расписные стекла [5]. Большая их часть происходила из коллекции посла в Вене Д. И. Татищева, который завещал свое собрание древностей императору Николаю I. Некоторые из этих витражей были немецкого и швейцарского происхождения. Разноцветные стекла украшали кабинет, библиотеку, спальную комнату, лестницу в одной из башен здания и большой зал нижнего этажа. В его огромное высокое окно “романского стиля вставлено 72 живописных стекла XVI и XVII столетий с рисунками, позаимствованными из священной истории, из разных легенд, с изображением рыцарей и других лиц с надписями, шлемами, гербами и проч.” [6]

В 1830-х годах в связи с отсутствием в России необходимых специалистов
// С. 114 //
первоначально цветные стекла, имитирующие готические витражи, изготовлялись из пластин одноцветного, окрашенного в массе стекла. Таким был, например, разноцветный фриз в верхней части окна, зафиксированный акварелью Г. Чернецова в 1831 г., изображающей кабинет императрицы в петергофском Коттедже. Композиции из цветных зеркальных стекол, изготовленных по специальным шаблонам в 1833 г. на Императорском стеклянном заводе [7], были установлены в "розах" над порталами церкви Cв. Александра Невского в петергофской Александрии. Такие витражи представляли собой род примитивной стеклянной мозаики и были частым явлением в интерьерах того времени.

Постепенно потребности императорского двора в такой ”изящной продукции" привели к созданию на Императорском стеклянном заводе отделения живописи по стеклу и появлению русских мастеров-витражистов. Среди первых их них — художник А. Ф. Перниц‚ который начал заниматься живописью на стекле в 1843 г. “по предписанию Кабинета Его Величества".

Искусство отечественного витража в значительной степени оказывается в зависимости от успехов в области русского стеклоделия. Калейдоскопическая мозаика в окнах александрийской Капеллы с течением времени была заменена на живописные фигуративные композиции, состоящие из тонких стеклянных пластинок на ”свинцовых скреплениях". По образцу одной из них в 1880-х годах мастером И. И. Муриновым был изготовлен “расписной на сюжет Рафаэля" обожженный образ “Преображение Господня" [8], но уже на цельном круглом стекле, которое и в конце ХIХ в. представляло по своей величине редкость.

В 1830-1840-х годах фигуративные изображения на окнах были очень модны, но приемов изготовления обожженных живописных витражей отечественные мастера не знали и прибегали к недолговечной росписи оконных стекол масляными красками. Например, таким способом были написаны библейские сцены в окнах башни-часовни Шапель в Царском Селе.
Рисунки к ним подготовил сам архитектор этого сооружения Адам Менелас [9].

Образцами для создания фигуративных композиций для окон служили произведения великих мастеров прошлого, а также современных академических живописцев.

Отношение к витражу как к стеклянной картине сложилось в эпоху Возрождения, когда наборным видам искусства – витражу и мозаике – отводилась роль репродукций, дублирования известных живописных произведений в другом материале. Смальтовой мозаике предназначалась стать «вечной живописью», а картины на стекле должны были доставлять произведениям старой школы дополнительные качества большей яркости, светоносности красочного слоя и значительной нюансировки тонов. Именно из эпохи Возрождения идет традиция копирования на стекле гравюр Дюрера и картин Рафаэля, хотя сами эти мастера не создавали эскизы для витражей.

В лютеранской церкви Св. Петра и Павла на Невском проспекте (арх. А. П. Брюлов) два ближайших ко входу окна были украшены изображениями евангелистов: это были копии со знаменитых картин Дюрера [10].

Итак, витражи в новое время появляются в России в связи с первой волной увлечения «готикой». Второй этап псевдоготического строительства
// С. 115 //
привел к появлению отечественной витражной продукции. Существовавшие ее разновидности были обусловлены уровнем развития стеклоделия в это время. Предположительно вплоть до конца ХIХ в. в России существовало два варианта декоративного остекления помещений (не считая использования подлинных европейских витражей: листовое цветное стекло без
какой-либо дополнительной художественной обработки, вставленное в оконный переплет, и "стеклянные картины", копировавшие известные станковые произведения мастеров прошлого или современников.

Неясно, обозначают ли слова “цветные стекла", употребляемые в ХIХ столетии при описаниях интерьеров, первый вид декоративного остекления или же это определение — следствие недифференцированного подхода к различным видам витражей в то время. Видимо, ко второму варианту относилось определение "транспарантная живопись", что скорее всего не
было связано с определенным технико-технологическим способом нанесения красок на стекло, а указывало на украшение окна живописным изображением.
___________________________________________________________
1. Кириков Б., Зарина А. Витражи Петербурга // Наше наследие. 1990 г.
№ 4. С. 149.
2. Тартаковская Е. А. Чесменский дворец. Л.‚ 1927. С. 174-175.
3. Витязева В. А. Каменный остров. Л.‚1975. С.58.
4. Шаманский А. Александрия в Петергофе. Л.‚ 1941. С.38-39.
5. РГИА, ф.468‚ оп. 1‚ ч. 1, д.399‚ Лл. 27‚ 248.
6. Жиль Ф. Царскосельский музей с собранием оружия, принадлежащего
Государю Императору. СПб., 1860. С.\/I‚ 40‚ 71‚ 91-112.
7. Раскин А. Г., Архипов Н. И. Город Петродворец: Памятники архитектуры
пригородов Ленинграда. Л.‚1985. С.450.
8. РГИА, ф.468‚ оп.11, д. 810.
9. Яглова Н. Т. Витраж // Русское декоративное искусство. Т.3. М,1965.
С. 359.
10. Оль Г. А. Александр Брюллов. Л.‚1983. С. 79.
Tags: #Волобаева, #ИСЗ, #Императорский Стеклянный завод, #Княжицкая, #архитектура, #витражи, #искусство, #искусствоведение, #исследование, #история, #история искусства, #краеведение, #петербургские чтения, #псевдоготика, витражи, искусство, художники
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments