?

Log in

No account? Create an account
Татьяна Княжицкая

vitroshop


Блог Татьяны Княжицкой

В мире людей и искусства


Previous Entry Share Next Entry
Волобаева Т. В. К истории искусства витража в России.
Татьяна Княжицкая
vitroshop
Это - моя первая "взрослая публикация".

Этим постом я начинаю публиковать тексты своих статей, изданных в разных сборниках и книгах.
Первая публикация - еще студенческая, 1994 года. Это было выступление на конференции, которое было посвящено художнику Владимиру Сверчкову. И вот прошло уж больше двадцати лет (страшно подумать), а судьба этого человека все еще занимает меня, и книга все еще не издана...

Я не возражаю против перепубликации материалов, однако активная ссылка должна вести на этот материал.

Петербургские чтения. Петербург и Росси. СПб., 1997

Правильная ссылка на эту статью:

Волобаева Т. В. К истории искусства витража в России (произведения мастерской В. Д. Сверчкова. // Петербургские чтения. Петербург и Россия. Материалы конференции 13–15 апреля 1994 г.: Сборник конференции. –  СПб. : АО "Литос", 1994. – С. 20–22.

История искусства витража в России - тема малоизученная, а имена мастеров-витражистов практически неизвестны. Начиная с 1820-х годов под влиянием европейского романтизма витражи все более привлекают внимание русского общества и все чаще используются для украшения богатых интерьеров. Эклектический метод строительства, ориентированный на создание архитектурных образов прошлых эпох, предполагал наличие в окнах цветных композиций, которые придавали интерьерам историческое правдоподобие.

Искусство витража не характерно для России, поэтому в сооружениях псевдоготики середины 1820-1830-х годов часто использовались подлинные европейские витражи XV-XVII веков. Отечественную продукцию представляли расписные стекла или другой вид декоративного остекления - окрашенное в массе стекло, вставленное в разнообразные по форме оконные переплеты. Изготовлять такие витражи мог Императорский Стеклянный завод, передовое по тем временам предприятие. Отдельные энтузиасты, владельцы собственных стекольных фабрик, занимавшиеся изготовлением живописных стекол, уступали Императорскому заводу как по качеству, так и по масштабам производства.
Спрос императорского двора на модные изделия определял род занятий художников Императорских заводов. П. С. Васильев, А. Ф. Перниц и И. И. Муринов - известные нам имена мастеров XIX в., расписывавших стекла для окон. Естественно, что их произведения использовались лишь в дворцовых сооружениях членов императорской фамилии и были недоступны частным лицам, а имена мастеров оставались неизвестными общественности.

В конце 1860-х годов в поле зрения русских заказчиков оказывается предприятие, способное удовлетворить потребности знати в такой "изящной" продукции, как живописные
стеклянные картины в окнах. Это - мастерская русского живописца В.
Д. Сверчкова, находившаяся за границей.

В научной литературе имя В. Д. Сверчкова было впервые названо Е. Минухиным в 1959 г. и упомянуто в статье Н. Т. Ягловой в 1965 г [1]. Данные сведения позволяют выделить значительный круг сооружений, где находились витражи мастерской Сверчкова, охарактеризовать ее продукцию. Сама же деятельность этого предприятия, принципы организации производства и даже точные границы существования (середина 1860-х - 1880-е годы) пока не установлены. Владимир Дмитриевич Сверчков (1820-1888) начал заниматься живописью на стекле в возрасте сорока с лишним лет, окончив Академию художеств после завершения военной карьеры. В середине 1860-х он основывает в Мюнхене мастерскую для живописи на стекле, затем переезжает в Шлейсгейм, а в 1873 г. во Флоренцию [2]. Конец 1860-х - начало 1870-х годов - время наибольшей активности мастерской. Вероятно, впервые ее работы были показаны русской публике на Академической выставке 1868 г., где экспонировались живописные витражи "Христос во славе", "Большой Императорский герб" и "Гербовое окно". Сверчков изначально предполагал поставлять продукцию на русский рынок (его мастерская являлась одним из немногих частных предприятий в России, изготовляющих витражные окна). Ее произведения неизменно получали награды на отечественных и зарубежных выставках: международной 1871 г. в Лондоне, политехнической в 1872 г. в Москве, Всемирной 1973 г. в Вене.

В 1867 - 1872 годах в Петербурге возводится дворец великого князя Владимира Александровича. К его оформлению были привлечены лучшие русские художественные силы. И расписные окна Сверчкова к 1872 г. украсили несколько помещений [3]. В световом проеме над дверью парадного входа сохранился полихромный живописный витраж с изображением великокняжеского герба в обрамлении растительного орнамента. В Малой готической столовой в окнах также размещались гербы: государственный, царствующего дома Романовых и великокняжеский, владельца дворца. Церкви расписные окна придавали налет "средневековости", в соответствии с ее отделкой в романском стиле. Витражи геральдического характера были неотъемлемой принадлежностью богатых интерьеров эпохи Возрождения. Неоренессансное направление в архитектуре дворцов и особняков середины XIX в. способствовало росту спроса на "гербовые окна", которые помогали воссоздать в интерьерах атмосферу эпохи Возрождения, и, кроме того, несли идеологическую нагрузку, удостоверяя знатность владельца и древность его рода.

В 1873 г. В. Д. Сверчков изготавливает шесть витражей для круглого конференц-зала Академии Художеств. В трех больших окнах были представлены аллегории трех искусств, в трех малых наверху - вензеля императриц Елизаветы Петровны, Екатерины II и академический герб. Два из этих витражей на Всемирной выставке в Вене (1873 г.) были удостоены медали [4].

Работы Сверчкова получают высокую оценку самого императора, "потеснив" даже Императорский Стеклянный завод. Художник получает заказ от Александра III на расписные окна для Большого Кремлевского дворца в Москве. Известно их описание : одно - "громадное геральдическое изображение Российской Империи", второе представляло "Иисуса Христа на Престоле, благославляющего Евангелием" [5].

Мастерская изготовляла живописные стекла на только для светских сооружений, но и для церквей. Одно из них служило главным украшением скромного интерьера деревянной лютеранской церкви Св. Марии, построенной в 1872 г. архитектором В. Шретером на Петроградской стороне [6]. В культовой архитектуре различных исторических "стилей" витражи применялись тогда чрезвычайно охотно, причем часто невзирая на отсутствие реальных образцов такого их использования в историческом прошлом. Так вариации на тему русского узорочья XVII в. привели к включению живописи на оконных стеклах в декор церкви в селе Высоком Смоленской губернии, построенной в 1867-1871 годах архитектором Н. Бенуа. Мотивами для нее послужили изображения на русских фресках, а рисунки были подготовлены частью самим зодчим, частью - В. Д. Сверчковым [7].

Появившиеся в 1870-е - 1880-е годы художественно-промышленные музеи непременно приобретали произведения этой мастерской для коллекций витражей различных эпох. Были они в собраниях музеев Общества Поощрения Художеств, барона Штиглица, в Радищевском музее в Саратове.

Как видно из сохранившихся описаний работ мастерской, основное- место среди них занимали изображения на стекле геральдических мотивов, различных вензелей, атрибутов. Можно отметить также исторические композиции в академическом духе, аллегории, экспериментальные работы, как для церкви в селе Высоком, и светские сюжеты. По технике исполнения витражи Сверчкова - почти исключительно расписные стекла. Наборная техника паечного витража была ему известна и применялась, но широкого распространения не получила, Только в 1890-е - 1900-е годы когда была осмыслена специфика наборных видов искусств, мозаичная техника становится преобладающей, и витражи получают статус монументально-декоративных произведений. Пока же это - род академической живописи на нетрадиционном материале - стекле.

  1. Минухин Е. Витражи. Рига, 1959; Я глава Н.Т. Витраж // Русское декоративное искусство. М., 1965, Т. 3.

  2. Русский биографический словарь. Т. 17. СПб., 1904, С. 217.

  3. Зодчий. 1872, N3, С. 44; 1875, N4-5, С. 64; N7-8, С. 89-90.

  4. РГИЛ, ф. 789, on. 14, д. 89.

  5. Трутовский В. Обзор собраний Императорской Оружейной палаты в Москве // Художественные сокровища России. СПб., 1902, вып.2, N9-10, С. 248.

  6. Зодчий. 1875, N6, С. 77-78.

  7. Там же, 1893, N5, С. 40.